Корзина
18 отзывов
  • KaZa
  • Статьи
  • МОТОРНОЕ И КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОГРАММЫ ФУТБОЛЬНЫХ ТРЕНИРОВОК

МОТОРНОЕ И КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОГРАММЫ ФУТБОЛЬНЫХ ТРЕНИРОВОК

МОТОРНОЕ И КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОГРАММЫ  ФУТБОЛЬНЫХ ТРЕНИРОВОК
Ключевые слова: дети, программа футбольных тренировок, двигательные навыки, избирательное зрительное внимание, зрительная дискриминация.

14.05.19

Марианна Алези, 1 Антонино Бьянко, 1 Джонни Падуло, 2  Джорджио Луппина, 1 Марко Петруччи, 1 Антонио Паоли, 3 Антонио Пальма, 1 Аннамария Пепи1

РЕЗЮМЕ

Занятия  футболом могут влиять на развитие моторных и когнитивных функций у детей. Поэтому целью этого исследования было оценить, улучшит ли двигательные и когнитивные способности у детей программа с использованием тренировок по футболу продолжительностью более 6 месяцев. Моторные навыки оценивали с использованием упражнений на координацию, бега и исследования взрывной силы ноги. Оценка когнитивных способностей включала измерение времени зрительной дискриминации и избирательного зрительного внимания. Сорок шесть детей в возрасте 9-10 лет были разделены на две группы: дети первой группы (n=24) обучались по программе с использованием футбольных тренировок, а вторую группу (n=22) составили дети, не занимающиеся спортом. Их способности измерялись набором тестов, включая двигательные и когнитивные задачи. Занятия футболом позволили улучшить показатели бега, координации и взрывной силы ноги, а также сократилось время зрительной дискриминации у детей, регулярно посещающих футбольные тренировки, по сравнению со сверстниками второй группы. В целом эти результаты подтверждают тезис о том, что улучшение двигательных и когнитивных способностей связано не только с общей физической активностью, но и со специфической активностью с использованием мяча. Предполагается, что программы футбольных тренировок являются «естественным и приятным инструментом» для расширения когнитивных ресурсов, а также для поощрения занятия спортом на ранних этапах развития.

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

В течение последних десятилетий в исследовании моторного развития использовался целостный подход, объединяющий развитие и координацию двигательных, чувствительных и когнитивных способностей и зависящий от созревания различных областей мозга (Davis и др., 2011). Соответственно, использовался междисциплинарный подход. Он требовал взаимодействия различных дисциплин, таких как кинезиология, психология развития и нейробиология, которые исторически мало общались, несмотря на изучение похожих вопросов (Best, 2010).

 

В настоящее время возобновился интерес, подкрепленный широкими эмпирическими данными, показавшими тесную связь между двигательным развитием и когнитивными функциями (Chomitz и др., 2009; Haapala, 2013; Alesi и др., 2014a). Действительно, решающую роль играет причинно-следственная связь между регулярной физической активностью и ростом префронтальной области коры головного мозга (Best, 2010). Эта тесная связь объясняет гипотезу исполнительной функции, предполагая, что физическая активность влияет на увеличение объема серого вещества и продление миелинизации и связи в префронтальной и лобной коре в возрасте между 7-ю годами и юношеским возрастом. Совершенствование кортикальной сети в этой области улучшает компоненты исполнительных способностей ребенка: скорость и точность обработки, использование стратегии, рабочая память и подавление реакции (Diamond, 2011; Diamond and Lee, 2011). Движение человека является выражением его личности, потому что оно связывает психологические компоненты и физические структуры. Моторные навыки - это усвоенная последовательность движений, которые объединяются, чтобы произвести плавное, эффективное действие, чтобы достичь конкретных целей (Farhat и др., 2015). Ребенку необходимо достаточно возможностей, чтобы развить и улучшить моторные навыки и координацию движений. В свою очередь, координация движений - это гармоничное действие частей тела, включающее крупную и мелкую моторику, планирование движений. Крупная моторика требует работы групп больших мышц для выполнения таких задач, как ходьба, равновесие, ползание. Большая часть этих навыков развивается в раннем детстве, и уровень крупной моторики не меняется, даже если человек не двигается какое-то время. И наоборот, мелкая моторика обеспечивается работой групп мелких мышц для выполнения задач, точных по своей природе. Такие деяствия, как удар по мячу, игра на пианино или письмо, связанные с техническими навыками, являются примерами мелкой моторики. Наконец, планирование движений - это способность мозга планировать и выполнять последовательность незнакомых действий или необычных задач (Stratton и др., 2004; Von Hofsten, 2004; Libertus и Landa, 2013).

 

Таким образом, теоретики и практики все больше работают над выяснением причины, как физические занятия и спорт влияют на когнитивное развитие детей. Известно, что сложные двигательные задачи, включая упражнения на координацию, более тесно связаны с когнитивными функциями детей, по сравнению с простыми двигательными задачами (Planinsêc и Pisôt, 2006; Alesi и др., 2014b). Традиционно, координационные способности стимулируют активацию мозжечка, что влияет на рабочую память, а также на скорость и точность задач на внимание (Budde и др., 2008). С этой точки зрения футбол оказался физической активностью, способной улучшить как двигательное, так и когнитивное развитие (Vestberg и др., 2012). Kun и Toth (2012) провели исследование когнитивных способностей юных футболистов. Они установили, что дети, играющие в футбол, должны упорядочивать, классифицировать и группировать информацию, которую они воспринимают; следовательно, они улучшают способность к пониманию связи между видами информации и применению формального мышления. Таким образом, самые юные футболисты способны не только реагировать на действия во время игры и следовать техническим правилам, но и тренируют тактико-когнитивные способности, которые, в свою очередь, способствуют улучшению их когнитивного профиля.

 

Футбольные тренировки стимулируют не только простые технические элементы, но также двигательное и когнитивное развитие, в частности, внимание. Игроки должны быстро и точно реагировать на движения во время игры, постоянно оценивать и отслеживать игровые ситуации. Одновременно они должны запоминать все моменты, которые уже произошли. Поэтому сложные движения в футболе требуют сложного мышления; игрок анализирует изменяющиеся игровые ситуации, используя свои перцептивные способности, и реализует их, используя свои когнитивные способности; следовательно, он принимает решение и выполняет его, используя свои технические и кинетические способности (Helsen и Starkes, 1999; Jansen и др., 2012). Уже у 9-летних футболистов уменьшено время реакции и повышены способности к принятию решений, по сравнению со  сверстниками, не занимающимися футболом (Chang и др., 2013).

 

В свете этих теоретических соображений цель данного исследования состояла в том, чтобы выяснить, улучшит ли программа тренировок по футболу продолжительностью в 6 месяцев двигательные и когнитивные способности детей в возрасте 9-10 лет. Высказывалось предположение, что у детей, регулярно посещающих футбольные тренировки, лучше сформированы двигательные навыки, такие как бег, координационные навыки и взрывная сила ноги, а также когнитивные способности, такие как время зрительной дискриминации и время избирательного зрительного внимания, по сравнению со сверстниками, ведущими сидячий образ жизни.

 

Еще одной целью было оценить связь между двигательными навыками и когнитивными способностями у детей, занимающихся футболом, и ведущих сидячий образ жизни. Было высказано предположение о более тесной связи между вышеупомянутыми способностями в группе, состоящей из детей, регулярно посещающих программу футбольных тренировок.

 

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Описание участников исследования

Сорок шесть детей в возрасте 9-10 лет (диапазон: 7–11; SD = 1,29) добровольно приняли участие в этом исследовании. Дети были разделены на две группы: первая группа (Группа 1) состояла из 24 (53,2%) детей, регулярно посещающих футбольные тренировки, а вторая группа (Группа 2) состояла из 22 (46,8%) малоподвижных детей; антропометрические измерения показаны в таблице 1. В обе группы вошли мальчики, так как футбол, как правило, мужской вид спорта. Набор детей-футболистов происходил в спортзалах, малоподвижных дети – в школах. До начала исследования родители каждого участника давали письменное информированное согласие. Кроме того, было получено соответствующее одобрение местного комитета по этике от Университета Палермо.

 

Таблица 1. Описательная статистика по возрасту и ИМТ.

 

Группа

Возраст (лет)

Вес (кг)

Рост (м)

ИМТ (кг/м2)

Группа 1 (n = 24)

8.78 ± 1.13

35.21 ± 10.98

1.34 ± 8.33

16.04 ± 8.54

Группа 2 (n= 22)

9.41 ± 0.96

42.48 ± 10.17

1.40 ± 9.83

21.10 ± 3.76

 

 

 

 

 

Примечание: ИМТ-  индекс массы тела

 

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Был использован продольный метод исследования. В частности, дизайн исследования включал: оценку пре-теста (T0), направленного на измерение предварительных двигательных и когнитивных способностей; программу тренировок по футболу; оценку пост-теста (T1) через 6 месяцев тренировок, при котором повторяли тесты на моторные и когнитивные способности. На этапах пре- и пост-тестов были проведены две сессии измерений: (1) физическая / двигательная сессия; (2) когнитивная сессия. Вторая сессия проводилась в течение 2 недель. Детей дважды обследовали в условиях школы и спортзала, предварительное тестирование проводилось в ноябре, а пост-тест – в мае месяце того же года в одно и то же время (1400–1600 часов), чтобы избежать циркадных эффектов (Ammar и др., 2015). На предварительном этапе оценивали двигательные и когнитивные способности. После предварительного теста участники первой группы приняли участие в структурированной программе футбольных тренировок, которая включала в себя несколько упражнений для улучшения координации с захватывающим и приятным подходом, вместо того, чтобы сосредоточиться на соревновании или повышении квалификации. Малоподвижные дети не занимались спортом. После программы тренировок по футболу этап пост-теста включал повторную оценку двигательных и когнитивных способностей.

 

Антропометрия и оценка двигательных способностей

Рост и масса тела (МТ) измерялись в соответствии со стандартизированными методами, рекомендованными на конференции Airlie (Lohman и др., 1988). Индекс массы тела (ИМТ) рассчитывали путем деления МТ на квадрат роста (кг/м2). Моторные навыки тестировали комплексом тестов: 20-метровый спринт-тест, тест на ловкость и прыжок в длину с места. С помощью спринт-теста на 20 метров оценивали навыки бега у детей. Дети бежали по 20-метровым дорожкам, разделенным маркерами-конусами (Hammami и др., 2015), время выражали в секундах. В тесте на ловкость (Alesi и др., 2014b), оценивающем координационные навыки,  дети бежали по кругу с препятствиями (Рис. 1): от начальной линии ребенок должен был добежать до центрального конуса, повернуть направо и добежать до первого препятствия высотой в 50 см, перепрыгнуть его, и сразу проползти под ним в обратном направлении, вернуться к центральному конусу и повторить движения в четырех основных направлениях. Детей попросили завершить эту схему максимально быстро и без ошибок. Оценка была выражена в секундах, засеченных секундомером (HS-80TW-1EF, 1/1000 с - Casio Europe).

 

 

Прыжками в длину с места оценивали взрывную силу ноги. Детей просили прыгать в длину, так далеко, насколько это возможно, приземляясь на обе ноги, в положении стоя (Padulo и др., 2014). Учитывался самый длинный из трех прыжков. Прыжки повторяли, если дети ошибались. Для каждого теста оснащение включало рулетку, планшет, лист записи и карандаш.

 

Оценка когнитивных способностей

Когнитивные способности тестировали с помощью теста на зрительную дискриминацию и теста на избирательное зрительное внимание, полученного из набора нейропсихологических тестов BVN 5-11, Италия (Bisiacchi и др., 2005). Тест на зрительную дискриминацию оценивал способность правильно идентифицировать стимулы, находя сходства и различия в стимулах. С учетом цели детей просили распознать все одинаковые фигуры в матрице из девяти фигур. Основными процессами организации восприятия были распознавание деталей картинок, группирование, разделение фигур и глобально-локальная обработка. Частыми ошибками были перестановка, упущения и дополнения при распознавании фигур. Результат был представлен в секундах.

 

Тест на избирательное зрительное внимание представлял собой задание с вычеркиванием объекта карандашом на бумаге, нацеленное на оценку знания и распознавания объекта. Детям было предложено выбрать и вычеркнуть определенные фигуры (мишени) как можно быстрее (в течение 1 минуты). Мишени, представляющие собой 64 случайно расположенных квадратов с двумя линиями внутри и 52 дистрактора (отвлекающие фигуры) были встроены в рамку. Дистракторы были квадратами без линий или с одной линией, что отличало их от мишеней. Чтобы убедиться, что инструкции ясны, детям сначала представляли образец. Результатом было время выполнения, указанное в секундах.

 

Программа футбольных тренировок

Программа футбольных тренировок состояла из 75-минутных сессий два раза в неделю по 2 дня в течение 6 месяцев. Каждая сессия включала следующие этапы: - 10- минутная разминка и основной тренировочный период делился на три части (индивидуальные навыки, техника или / и игра «один-на-один», игры «3 на 3» или «5 на 5») и длился 60 минут, и охлаждение в течение 5 минут (Таблица 2). Период разминки включал 4-минутный дриблинг во время ходьбы, круговое прохождение с пробежкой или ударом мяча по стене и 6-минутную структурированную игру, чтобы улучшить двигательную осведомленность, контроль и координацию без растяжения (Chaouachi и др. , 2015). Основной период тренировки был организован так, чтобы дети могли переходить от простых заданий к сложным и от низкой интенсивности к высокой. Они включали упражнения для улучшения индивидуальных игровых приемов и развития творчества юных игроков. Период охлаждения состоял из упражнений на растяжку при обсуждении основных тем курса. Каждая сессия рассматривала много целей, чтобы развить различные аспекты игры. Программу тренировок проводил сертифицированный тренер по футболу.

 

Таблица  2. Программа футбольной тренировки.

 

Период

Упражнение

Время

Разминка

∘ 4-мин дриблинг во время ходьбы.

 

 

∘ 6-мин структурированной игры

10 мин

Тренировка

∘ Индивидуальные навыки

 

 

∘ Игра «один-на-один»

50 мин

 

∘ Игра «3 на 3» или «5 на 5»

 

Охлаждение

∘ Растяжка и обсуждение тем тренировки

5 мин

Примечание: Программа тренировки разделена на: разминку, тренировку и охлаждение.

 

Анализ данных

Все данные представлены в виде средних значений со стандартным отклонением (среднее значение ± стандартное отклонение). Они были проанализированы с помощью двухфакторного дисперсионного анализа с повторными измерениями (ANOVA) и скорректированы с использованием поправки Бонферрони. Внутригрупповым фактором было время с двумя уровнями (до и после тренировки), а междугрупповым фактором - план тренировки с двумя уровнями. Чтобы оценить надежность и изменчивость мер, мы рассчитали коэффициент вариации [CV = (SD / среднее) 100]. Однофакторный ANOVA был выполнен для изучения взаимодействия между/внутри обеих групп на предмет моторных и когнитивных способностей. Для оценки было рассчитано значение «F» Фишера. Чтобы интерпретировать величины эффекта (ES) для статистических различий в ANOVA, мы использовали  частную эта в квадрате, классифицированную как малая (0,01 <η2 ≤ 0,06), средняя (0,06 <η2 ≤ 0,14) и большая (η2> 0,14; Cohen, 1988). Независимой переменной были занятие спортом / сидячий образ жизни, в то время как зависимыми - двигательные способности, такие как навыки бега, навыки координации и взрывная сила ноги, а также когнитивные способности, такие как время зрительной дискриминации и внимания. Коэффициент корреляции Пирсона был рассчитан для оценки связи между двигательными и когнитивными навыками. Для всех статистических тестов уровень значимости был установлен на уровне р<0,05. Было использовано программное обеспечение SPSS (версия 20 для Windows).

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

Среднее, стандартное отклонение и проценты прироста баллов по всем переменным представлены в Таблице 3. Среди результатов исходных данных исследования когнитивного и физического развития между группами различий установлено не было. Что касается двигательных способностей, предварительное тестирование показало, что обе группы были эквивалентны при оценке теста на ловкость [F (1,44) = 0,100; р = 0,722; η2p = 0,002] и оценке прыжка в длину с места [F (1,44) = 1,829; р = 0,255; η2p = 0,040]. Что касается когнитивных способностей, предварительное тестирование показало, что обе группы были эквивалентны при оценке времени зрительной дискриминации [F (1,44) = 1,615; р = 0,107; η2p = 0,035] и времени внимания [F (1,44) = 3,558; р = 0,070; η2p = 0,073]. Результаты пост-теста установили значимые различия между группой детей, занимающихся футболом и группой малоподвижных детей в спринт-тесте [F (1,44) = 10,970; р <0,01; η2p = 0,200], тесте на ловкость [F (1,44) = 27,526; р <0,001; η2p = 0,385], тесте с прыжком в длину с места [F (1,44) = 15,317; р <0,001; η2p = 0,258] и тесте на зрительную дискриминацию [F (1,44) = 4,116; р <0,05; η2p = 0,086].

 

Талица 3. Показатели статистических переменных обеих групп

 

Группа

Переменная

Пре-тест

Пост-тест

F

Прирост оценки в процентах

M

SD

КВ

M

SD

КВ

F-значение

p

Группа 1

Ловкость  (сек)

21.46

6.52

30.38

15.49

2.39

15.43

17.685

<0.05

27.82%

(n = 24)

Бег (сек)

4.29

0.40

9.32

4.07

0.24

5.89

5.332

<0.05

5.13%

 

ПДМ (cм)

118.05

20.18

17.09

125.54

17.81

14.09

1.858

0.179

6.34%

 

ВЗД (сек)

58.64

16.08

27.42

47.08

9.20

19.54

9.420

<0.05

19.71%

 

ВИЗВ (сек)

57.96

11.49

19.82

54.74

15.37

28.08

0.692

0.410

5.56%

Группа 2

Ловкость  (сек)

20.86

6.15

29.48

19.56

2.8

14.31

0.820

0.370

6.23%

(n = 22)

Бег (сек)

4.63

0.31

6.69

4.37

0.35

8.01

6.754

<0.05

5.62%

 

ПДМ (cм)

110.13

19.43

17.64

104.83

18.05

17.21

0.880

0.354

4.81%

 

ВЗД (сек)

65.91

22.87

34.70

56.77

21.35

37.61

1.876

0.178

13.87%

 

ВИЗВ (сек)

76.63

48.28

63.01

61.05

20.68

33.87

1.961

0.169

20.33%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание: Среднее значение (М) ± SD, коэффициент вариации  (КВ), критерий Фишера (F), относительное значение (%) прироста для: теста на ловкость, бега, прыжка в длину с места (ПДМ), времени зрительной дискриминации (ВЗД), времени избирательного зрительного внимания (ВИЗВ).

 

В частности, в группе детей, занимающихся футболом, были обнаружены достоверные различия в оценках пре- и пост-теста с 20-метровым бегом [F (1,44) = 5,332; р <0,05; η2p = 0,104] и результатах теста на ловкость [F (1,44) = 17,685; р <0,01; η2p = 0,278]. Напротив, в группе малоподвижных детей не было обнаружено различий в баллах при тестировании на ловкость [F (1,44) = 0,820; р> 0,05; η2p = 0,019] и длине прыжка с места [F (1,44) = 0,880; р = 0,354; η2p = 0,021]. Значительные различия были обнаружены только в результатах теста с бегом [F (1,44) = 6,754; р <0,05; η2p = 0,013]. Кроме того, в первой группе были обнаружены значительные различия времени зрительной дискриминации результатов пре- и пост-тестов [F (1,44) = 9,420; р <0,05; η2p = 0,167].

 

Анализ прироста относительных показателей дает представление о степени улучшения двигательных навыков и скорости зрительной дискриминации. В первой группе время выполнения координационной схемы улучшилось, показав снижение результатов пост-теста на 27,82%, в то время как в контрольной группе оно уменьшилось на 6,23%. Кроме того, в группе детей, занимающихся футболом, длина прыжка с места увеличилась на 6,34%, а скорость бега на 20 м выросла на 5,13%.  В контрольной группе прирост показателей был меньше: длина прыжка с места увеличилась на 5,62%, а бег на 20 м улучшился на 5,62%. Время зрительной дискриминации уменьшилось на 19,71% в первой группе и на 13,87% - во второй группе. Наконец, корреляционный анализ показал в группе мальчиков-футболистов положительную значимую корреляцию между навыками бега и временем зрительной дискриминации или временем внимания (см. Таблицу 4). Кроме того, между диной прыжка с места и временем зрительной дискриминации была определена значительная отрицательная связь.

 

Таблица 4. Взаимосвязь между показателями переменных в группе детей, занимающихся футболом.

 

 

 

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

Ловкость

(1)

1

 

 

 

 

Бег

(2)

0.743ˆ**

1

 

 

 

ПДМ

(3)

-0.677ˆ**

-0.757ˆ**

1

 

 

ВЗД

(4)

0.177

0.416ˆ*

-0.458ˆ*

1

 

ВИЗВ

(5)

0.317

0.473ˆ*

-0.225

0.236

1

 

Примечание: коэффициент корреляции Пирсона между ловкостью, бегом, прыжками в длину с места (ПДМ), временем зрительной дискриминации (ВЗД), временем избирательного зрительного внимания (ВИЗВ) в группе детей, занимающихся футболом. Статистическая значимость на уровне p< 0.05  и ∗∗p< 0.01.

 

 

В группе малоподвижных детей была обнаружена единственная значимая корреляция между координационными навыками и временем зрительной дискриминации (см. Таблицу 5).

 

Taблица 5. Взаимосвязь между показателями переменных в группе малоподвижных детей

 

 

 

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

Ловкость

(1)

1

 

 

 

 

Бег

(2)

0.467ˆ*

1

 

 

 

ПДМ

(3)

-0.738ˆ**

-0.762ˆ**

1

 

 

ВЗД

(4)

0.478ˆ*

0.134

-0.414

1

 

ВИЗВ

(5)

0.284

-0.057

-0.303

0.664ˆ*

1

 

Примечание: коэффициент корреляции Пирсона между ловкостью, бегом, прыжками в длину с места (ПДМ), временем зрительной дискриминации (ВЗД), временем избирательного зрительного внимания (ВИЗВ) в группе малоподвижных детей. Статистическая значимость на уровне p< 0.05  и ∗∗p< 0.01.

 

ОБСУЖДЕНИЕ

Наша программа тренировок по футболу привела к улучшению навыков бега и координации, увеличению взрывной силы ноги, а также к сокращению времени зрительной дискриминации у детей, регулярно посещающих футбольные тренировки, по сравнению со сверстниками, ведущими  сидячий образ жизни. Во-первых, следует отметить, что при проведении пост-тестов при исследовании двигательных способностей футболисты показали лучшие результаты по сравнению с группой контроля. Результаты в беге, ловкости и прыжках в длину с места были значительно выше, чем у малоподвижных сверстников, что подтверждают большие показатели величины эффекта (ES) статистических различий между двумя группами. Кроме того, дети, регулярно посещающие программу футбольных тренировок, показали значительно лучшие результаты пост-теста на ловкость, измеряющего координационные показатели, по сравнению с пре-тестом, что подтверждается более высокой величиной эффекта статистических различий между исходным и пост-тестом, а также снижением коэффициента вариации (CV) от результатов начального тестирования до пост-теста. Это не было неожиданностью, поскольку футбол улучшает скорость и динамическое равновесие. Во время игры в футбол окружающая среда постоянно меняется, а движения должны постоянно адаптироваться. Парадигма игры включает в себя множество этапов двигательной работы, например, структурирование соответствующей программы движений: изменение скорости и направления бега, прыжки, удар по мячу и захват (физический контакт между игроками). По мере роста тело меняется, адаптируясь к программе упражнений и улучшая двигательные возможности у тех детей, которые постоянно занимаются футболом. Что касается малоподвижных детей, то у них нет стимулов для улучшения двигательных способностей (Stratton и др., 2004; Von Hofsten, 2004). Таким образом, как и предполагалось, исследование выявило значимость регулярных занятий футболом в повышении скорости и навыков координации у детей. Футбол - это не только бег и пинание мяча. Для занятий футболом нужно не только взаимодействие мышц-агонистов и антагонистов, он задействует и двигательную координацию, и навыки восприятия (Chang et al., 2013).

 

Более того, мы считаем, что довольно интересно показать, что касательно когнитивных исследований только дети, регулярно посещающие программу футбольных тренировок, показали значительные успехи по результатам пост-теста и снижение коэффициента вариации (CV) в тесте на зрительную дискриминацию. В частности, дети, которые занимаются спортом, улучшили результаты  времени зрительной дискриминации со средней величиной эффекта (ES) от исходного уровня до пост-теста. Они продемонстрировали более низкое время реакции при распознавании деталей на картинках, перцептивной группировке, сегрегации на основе фигуры и глобально-локальной обработке, по сравнению с детьми группы контроля. Эти результаты подтверждают ключевую роль футбольной деятельности в улучшении организации восприятия. Упражнения на координацию, такие как те, которые стимулируются футболом, требуют значительного когнитивного контроля и способности игнорировать автоматическое поведение  (Diamond и Lee, 2011). Эти сложные координационные упражнения оказались особенно подходящими для стимулирования компонентов зрительно-пространственного внимания, таких как зрительный поиск, который наиболее интенсивно развивается в детстве. Способность выбрать мишени среди стимулов одинаковой категории, требует более последовательного поиска. Эта способность зрительного поиска требует не только избирательного или фокусного внимания, острого периферического зрения для перемещения фокуса внимания или способности разделять зрительное внимание при столкновении с несколькими объектами, но и более сложных мета-когнитивных стратегий. Таким образом, футбол способствует координации сложных движений тела, использованию стратегического поведения и сотрудничества с другими детьми, а также адаптации к постоянно меняющимся требованиям игры. Далее, как утверждает Diamond (2015), эти преимущества для когнитивного развития проистекают из действий, требующих и бросающих вызов исполнительным функциям, а также обеспечивающих удовольствие, гордость, чувство принадлежности и социальную поддержку. Все вместе эти факторы способствуют повышению физических навыков и уверенности в себе.

Дальнейшая цель нашего исследования состояла в том, чтобы оценить связь между двигательными навыками и когнитивными способностями. Корреляционный анализ подтвердил возможность осуществить эту цель нашего исследования. Как и ожидалось, в группе исследования мы определили значительную связь между навыками бега, временем зрительной дискриминации и временем внимания. И наоборот, время зрительной дискриминации было отрицательно связано с характеристиками прыжка в длину, которые зависят от мышечной массы и характеристик мышц, даже в этом случае. Это согласуется с гипотезой о том, что тренировка беговых навыков является способом опосредованного усовершенствования когнитивных способностей, поскольку футбольные навыки включают в себя сложные когнитивные способности для прогнозирования поведения товарищей по команде и противников, а также использования стратегий для адаптации к меняющимся требованиям задач (Alesi et al. ., 2014b).

 

Таким образом, мы утверждаем, что в нашем исследовании улучшение когнитивных и моторных навыков связано не только с общей физической активностью, но и с конкретным видом спорта, а именно с футболом, исходя из предположения, что разные спортивные занятия требуют набора разных навыков. Успешный игрок должен проявить те когнитивные способности, которые называются «игровой интеллект», которые включают пространственное внимание, совместное внимание, рабочую память и способность понимать (Jansen и др., 2012). Игровая парадигма футбола включает множество этапов восприятия, когнитивной и двигательной обработки: (1) восприятие окружающей среды путем различения нескольких визуально-пространственных стимулов; (2) распознавать и оценивать соответствующие характеристики; (3) решить, какие движения необходимы, сопоставив их с ожидаемым ответом; (4) составить соответствующую двигательную программу; (5) выполнить выбранное действие (Battaglia et al., 2013; Wang et al., 2013).

 

Насколько нам известно, в литературе отсутствуют исследования, в которых изучалось когнитивные функции у детей, занимающихся футболом. Большинство исследователей сосредоточилось на опытных или успешных взрослых игроках, с целью тренировки умственных способностей, чтобы максимизировать их спортивную эффективность (Voss и др., 2010; Vestberg и др., 2012). Таким образом, настоящее исследование представляет дополнительные доказательства, указывающие на важную роль футбольной практики в развитии когнитивного развития у детей. Основное значение этого исследования заключается в том, что программа футбольных тренировок выступает «естественным и приятным инструментом» для стимулирования и увеличения познавательных ресурсов. Тем не менее, это исследование не лишено ограничений. В первую очередь мы протестировали только 46 детей. Мы планировали провести исследование с участием бόльшего количества  разных групп, чтобы проанализировать вклад, который различные виды спорта могут внести в развитие детей. Например, различия между занятиями индивидуальными и командными видами спорта, на открытом воздухе или в закрытых помещениях. Во-вторых, следует оценить долгосрочное поддержание полученных выгод с помощью последующего наблюдения через 6 или 12 месяцев.

 

В целом наши результаты показали, что врачи и воспитатели должны осознавать, как когнитивные возможности стимулируются спортивными мероприятиями, и сосредоточиться на возможности создавать научно обоснованные программы, направленные на поощрение занятий спортом на ранних этапах развития.

 

БЛАГОДАРНОСТЬ

Мы благодарны всем участникам исследования и их семьям.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Alesi M., Battaglia G., Roccella M., Testa D., Palma A., Pepi A. (2014a). The improvement of gross-motor, and cognitive abilities by an Exercised Training Program; three case reports. Neuropsychiatr. Dis. Treat. 10 479–485. 10.2147/NDT.S58455 [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

2.     Alesi M., Bianco A., Padulo J., Vella F. P., Petrucci M., Paoli A., et al. (2014b). Motor and cognitive development: the role of karate. Muscle Ligaments Tendons J. 4 114–120. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]

3.     Ammar A., Chtourou H., Trabelsi K., Padulo J., Turki M., El Abed K., et al. (2015). Temporal specificity of training: intra-day effects on biochemical responses and Olympic-Weightlifting performances. J. Sports Sci. 33 358–368. 10.1080/02640414.2014.944559 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

4.     Battaglia G., Alesi M., Inguglia M., Roccella M., Caramazza G., Bellafiore M., et al. (2013). Soccer practice as an add-on treatment in the management of individuals with a diagnosis of schizophrenia. Neuropsychiatr. Dis. Treat. 9 595–603. 10.2147/NDT.S44066 [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

5.     Best J. R. (2010). Effects of physical activity on children’s executive function: contributions of experimental research on aerobic exercise. Dev. Rev. 30 331–551. 10.1016/j.dr.2010.08.001 [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

6.     Bisiacchi P. S., Cendron M., Gigliotta M., Tressoldi P. E., Vio C. (2005). Batteria di Valutazione Neuropsicologica per l’Età Evolutiva. Trento: Erickson. [Google Scholar]

7.     Budde H., Voelcker-Rehage C., ßyk-Kendziorra S., Ribeiro P., Tidow G. (2008). Acute coordinative exercise improves attentional performance in adolescents. Neurosci. Lett. 441219–223. 10.1016/j.neulet.2008.06.024 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

8.     Chang Y. K., Tsai Y. J., Chen T. T., Hung T. M. (2013). The impacts of coordinative exercise on executive function in kindergarten children: an ERP study. Exp. Brain Res. 225187–196. 10.1007/s00221-012-3360-9 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

9.     Chaouachi A., Padulo J., Kasmi S., Othmen A. B., Chatra M., Behm D. G. (2015). Unilateral static and dynamic hamstrings stretching increases contralateral hip flexion range of motion. Clin. Physiol. Funct. Imaging10.1111/cpf.12263 [Epub ahead of print]. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

10.  Chomitz V. R., Slining M. M., McGowan R. J., Mitchell S. E., Dawson G. F., Hacker K. A. (2009). Is there a relationship between physical fitness and academic achievement? Positive results from public school children in the Northeastern United States. J. Sch. Health 79 30–37. 10.1111/j.1746-1561.2008.00371.x [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

11. Cohen J. (1988). Statistical Power Analysis for the Behavioral Sciences, 2nd Edn. Hillsdale, MI: Lawrence Erlbaum Associates. [Google Scholar]

12.  Davis C. L., Tomporowski P. D., McDowell J. E., Austin B. P., Miller P. H., Yanasak N. E., et al. (2011). Exercise improves executive function and achievement and alters brain activation in overweight children: a randomized controlled trial. Health Psychol. 30 91–98. 10.1037/a0021766 [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

13. Diamond A. (2011). Activities and programs that improve children’s executive functions. Curr. Dir. Psychol. Sci. 21335–341. 10.1177/0963721412453722 [PMC free article][PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

14. Diamond A. (2015). Effects of physical exercise on executive functions: going beyond simply moving to moving with thought. Ann. Sports Med. Res. 2 1011. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]

15.Diamond A., Lee C. (2011). Interventions shown to aid executive function development in children 4 to 12 years old.Science 333 959–964. 10.1126/science.1204529 [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

16. Farhat F., Hsairi I., Baiti H., Cairney J., Mchirgui R., Masmoudi K., et al. (2015). Assessment of physical fitness and exercise tolerance in children with developmental coordination disorder. Res. Dev. Disabil. 45–46, 210–219. 10.1016/j.ridd.2015.07.023 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

17. Haapala E. A. (2013). Cardiorespiratory fitness and motor skills in relation to cognition and academic performance in children – a review. J. Hum. Kinet. 36 55–68. 10.2478/hukin-2013-0006 [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

18. Hammami R., Makhlouf I., Chtara M., Padulo J., Chouachi A. (2015). The contribution of vertical explosive strength to sprint performance in children. Sport Sci. Health 11 34–42. 10.1007/s11332-014-0200-2 [CrossRef] [Google Scholar]

19. Helsen W. F., Starkes J. L. (1999). A multidimensional approach to skilled perception and performance in sport.Appl. Cogn. Psychol. 13 1–27. 10.1002/(SICI)1099-0720(199902)13:1<1::AID-ACP540>3.0.CO;2-T [CrossRef] [Google Scholar]

20. Jansen P., Lehmann J., Van Doren J. (2012). Mental rotation performance in male soccer players. PLoS ONE 7:e4862010.1371/journal.pone.0048620 [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

21.Kun I., Toth L. (2012). Measurement of cognitive ability and thinking level of 10– and 13-year-old football players with football-specific tasks. Biomed. Hum. Kinet. 4 49–53. 10.2478/v10101-012-0009-x [CrossRef] [Google Scholar]

22. Libertus K., Landa R. J. (2013). The Early Motor Questionnaire (EMQ): a parental report measure of early motor development. Infant Behav. Dev. 36 833–842. 10.1016/j.infbeh.2013.09.007 [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

23.  Lohman T. G., Roche A. F., Martorell R. (1988). Anthropometric Standardization Reference Manual.Champaign, IL: Human Kinetics Books. [Google Scholar]

24.Padulo J., Chamari K., Chaabène H., Ruscello B., Maurino L., Sylos Labini P., et al. (2014). The effects of one-week training camp on motor skills in Karate kids. J. Sports Med. Phys. Fitness 54 715–724. [PubMed] [Google Scholar]

25. Planinsêc J., Pisôt R. (2006). Motor coordination and intelligence level in adolescents. Adolescence 41 667–676. [PubMed] [Google Scholar]

26. Stratton G., Reilly T., Richardson D., Williams A. M. (2004). Youth Soccer: From Science to Performance. London: Routledge. [Google Scholar]

27.Vestberg T., Gustafson R., Maurex L., Ingvar M., Petrovic P. (2012). Executive functions predict the success of top-soccer players. PLoS ONE 7:e34731 10.1371/journal.pone.0034731 [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

28. Von Hofsten C. (2004). An action perspective on motor development. Trend Cogn. Sci. 8 266–272. 10.1016/j.tics.2004.04.002 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

29.Voss M. W., Kramer A. F., Basak C., Prakash R. S., Roberts B. (2010). Are expert athletes expert in the cognitive laboratory? A meta-analytic review of cognition, and sport expertise. Appl. Cogn. Psychol. 24 812–826. 10.1002/acp.1588 [CrossRef] [Google Scholar]

30. Wang C. H., Chang C. C., Liang Y. M., Shih C. M., Chiu W. S., Tseng P., et al. (2013). Open vs. closed skill sports and the modulation of inhibitory control. PLoS ONE 8:e5577310.1371/journal.pone.0055773 [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

 

 

 

Другие статьи