Корзина
9 отзывов
ПРИМИТИВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ И СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ: ПРИЧИНА НАРУШЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ  УСПЕВАЕМОСТИ

ПРИМИТИВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ И СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ: ПРИЧИНА НАРУШЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ  УСПЕВАЕМОСТИ

ПРИМИТИВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ И СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ: ПРИЧИНА НАРУШЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ  УСПЕВАЕМОСТИ
Майра Тейлор, Стивен Хьютон, Элейн Чепмен Университет Западной Австралии

19.03.18

В данном исследовании изучено наслоение симптомов синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и четырех сохраненых примитивных рефлексов (рефлекса Моро, лабиринтного тонического рефлекса (ЛТР), асимметричного шейного тонического рефлекса (АШТР), симметричного шейного тонического рефлекса (СШТР)) у 109 мальчиков в возрасте 7-10 лет. У 54 из них диагностировали СДВГ, у 34 – субсиндромальные симптомы СДВГ, связанные с нарушением координации, трудностями обучения, эмоциональной нестабильностью и/или проблемным поведением,  и у 21 мальчика не выявили, или почти не выявили, проявлений СДВГ. Определение симптомов СДВГ и школьной успеваемости мальчиков проводили, используя  оценочную шкалу Коннерса и тест оценки широкого спектра достижений WRAT-3 соответственно. Результаты показали, что, в основном, у мальчиков с диагнозом СДВГ имеются достоверно высшие уровни активности рефлексов, по сравнению с мальчиками без такого диагноза. Результаты также определили как прямые, так и косвенные взаимосвязи между сохраненными рефлексами Моро, АШТР, СШТР, ЛТР и симптомами СДВГ, а также успеваемостью по математике. Модель взаимоотношений между этими переменными соответвовала теории, согласно которой рефлекс Моро выступает в качестве шлюза для угасания трех других примитивных рефлексов.

 

Синдром дефицита внимания и гиперактичности (СДВГ) – современное название одного из наиболее распространенных расстройств развития нервной системы в детском возрасте (Американская Психиатрическая Ассоциация, 2000), который включает невнимательность, повышенную отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность (Barkley, 1997; Houghton et al., 1999; Schachar, Mota, Logan, Tannock, & Klim, 2000). Хотя у большинства пациентов с СДВГ одновременно наблюдаются гиперактивность/импульсивность и невнимательность, у некоторых - преобладает одно из расстройств. Таким образом, существуют подтипы СДВГ: СДВГ с преобладанием гиперактивности-импульсивности (СДВГ-ГИ), СДВГ с преобладанием невнимательности (СДВГ-Н) и СДВГ комбинированного типа (СДВГ-К). Несмотря на некоторые разногласия по поводу разделения СГДВ на подтипы, последние результаты сходятся на  различии  СГДВ-ГИ и СДВГ-КС (комбинированный тип с сопутствующим состоянием) (Barkley, 1997; Houghton et al., 1999). Например, Houghton и др. (1999) продемонстрировал, что определение исполнительных функций, предложенное в широком обзоре Пеннингтона и Озонова (1996), использованное для определения различий между детьми с СДВГ и без него, было выполнено только с обследованием подтипа СДВГ-КС по сравнению с группой контроля без диагноза СДВГ. В соответствии с Унифицированной теорией СДВГ  Баркли (1997a), среди детей с диагнозом СГДВ-ГИ не найдено достоверных  различий, при чем, в действительности,  могут существовать два качественно разных расстройства, а не подтипы одного заболевания, известного как СДВГ.

 

Хотя ранее отмечалось, что распространенность СДВГ среди общей популяции составляла 3-5% (APA, 1994), недавние исследования показали, что она возросла к 5-10% среди детей школьного возраста (Scahill, Schwab & Stone, 2000). Исследования в области развития СДВГ демонстрируют, что он поражает лиц всех уровней интеллекта и сохраняется на протяжении подросткового периода в 50% случаев (Barkley, Fischer, Edlebrock, & Smallish, 1990) и во взрослом возрасте – в 30-60% случаев (Weiss & Hetchman, 1986).

 

Несмотря на то, что на протяжении многих лет был предложен ряд моделей и теорий развития нарушений, существующих при СДВГ, поведенческое торможение рассматривают как основное нарушение (Barkley, 1997a; Quay, 1988; Sergeant & Van Der Meer, 1990; Sonuga-Barke, 2002). Согласно недавним утверждениям Годдарда (1996) и Хокинга (1997), предстоит исследовать возможное влияние сохраненных примитивных рефлексов на развитие СДВГ.

 

Примитивные рефлексы

Согласно теории Годдард-Блайта и Хиланда (1998), появление и внутриутробное укрепление набора примитивных рефлексов (рефлекса Моро, лабиринтного тонического рефлекса (ЛТР), асимметричного шейного тонического рефлекса (АШТР), симметричного шейного тонического рефлекса (СШТР), подошвенного (плантарного) рефлекса, хватательного рефлекса, поискового рефлекса и рефлекса Галанта) позволяет ребенку разработать ряд автоматических и ориентированных на выживание движений в течение его первых трех лет жизни. Если развитие нормальное, эти примитивные рефлексы постепенно угасают и замещаются постуральными рефлексами (Gold, 1997; Wilkinson, 1994). Если же эти рефлексы сохраняются после достижения ребенком трехлетнего возраста, то они способны нарушить процесс созревания и уменьшить способность мозга эффективно обрабатывать сенсорную информацию (Goddard, 1996).

 

Например, рефлекс Моро – физиологический ответ организма на действие внезапного или потенциально угрожающего источника стресса. Подвергаясь угрозе, мозг автоматически инициирует рефлекторный ответ, который заставляет ребенка быстро развести руки вверх и в стороны от туловища. Такое движение способствует быстрому вдоху до того, как руки вернутся в предыдущее положение, увеличивая объем легких и вызывая у ребенка плач, зовущий на помощь (Goddard, 1996). В то время как глубокий вдох и плач ребенка при рефлексе Моро адекватны для новорожденного, сохранение этого рефлекса в следующих периодах детства считается патологическим, поскольку обычная реакция испуга может спровоцировать чрезмерную реакцию даже на незначительный стресс (Hannaford, 1995).

 

Кроме того, можно утверждать, что, поскольку рефлекс Моро появляется на более ранних этапах развития, в сравнении с АШТР, СШТР и ЛТР, он служит шлюзом для появления этих трех рефлексов. Период выраженного рефлекса Моро совпадает с периодом развития мозга, во время которого ствол мозга и мозжечок - две области, ответственные за автоматические и высокореактивные функции, ориентированные на выживание - поддерживают первичный оперативный контроль. Однако в возрасте 4-12 месяцев, в течение которых АШТР, СШТР и ЛТР все еще активны и начинают угнетаться, активируются средний мозг или лимбическая система. Интересно также отметить, что один из рефлексов (ЛТР) продолжает быть активным в положении на спине в течение периода развития (до 3-го года жизни), когда интенсивно формируются нейронные связи между вестибулярной, глазо-двигательной и зрительной системами, а кора развивается и миелинизируется. Поэтому, должно быть, порядок угасания рефлексов и процесс миелинизации мозга связаны.

 

Как видно из Таблицы 1, вероятно, существует высокая степень сходства между проявлениями СДВГ, рефлекса Моро и другими  примитивными рефлексами при их сохранении в старшем возрасте, когда они должны угаснуть. (APA, 2000;  Goddard, 1996; Hocking 1997; McGoey, Eckert & DuPaul, 2002; Taylor, 1998, 2002). Как указано в этой таблице, сохранение этих примитивных рефлексов также может быть связано с трудностями обучения, с которыми сталкиваются дети, достигая школьного возраста. Несмотря на это, связь между сохраненными рефлексами и последующими нарушениями поведения и успеваемости у детей с СДВГ еще предстоит исследовать.

Как и при других расстройствах, характерных для детского возраста, тяжесть симптомов при  СДВГ различна. Например, у некоторых детей в значительной степени проявляются все (или почти все) симптомы, характерные для диагноза СДВГ, в то время как у других - в легкой  степени (Ratey & Johnson, 1997). У детей с легкой степенью проявлений (субсиндромальный уровень) Рэйти и Джонсон диагностировали «теневой синдром» расстройства. Согласно их утверждению, практика применения жестких диагностических критериев, основанных на критическом, но, по-видимому, произвольном количестве симптомов для установления диагноза, по своей сути проблематична. Так, независимо от наличия или отсутствия диагноза, у большинства гиперактивных детей возникают нарушения концентрации внимания. Кроме того, непредсказуемые и неустойчивые эмоциональные реакции этих детей вызывают нарушение дисциплины в классе (Barkley, 1998), поскольку их поведение препятствует не только их собственной способности учиться, но и возможности  учителей преподавать (Greene et al., 2002; Schlozman & Schlozman, 2000; Sciutto, Terjessen, & Frank, 2000).

 

Несмотря на то, что было высказано предположение, что симптомы и поведение детей с диагнозом СДВГ наслаиваются на симптомы, определенные у детей с сохраненными примитивными рефлексами, эту взаимосвязь еще предстоит исследовать путем опытов.

 

Таблица 1

Предлагаемые области пересечения между сохраненными рефлексами и симптоматикой СДВГ

Рефлексы

Эффект сохраненного примитивного рефлекса (Goddard, 1996; Hocking,

1997)

Симптомы СДВГ

(APA, 2000; Barkley, 1997b; Greene & Chee, 1994; Houghton et al., 1999; Taylor, 1998)

Моро

Появляется: 9-12 неделя внутриутробного развития

Угасает: 2-4 месяц жизни

Бурная реакция

Гиперактивность, гипоактивность

Глазо-двигательные нарушения

Гипертонус мышц, усталость

Плохое зрительное восприятие, связанное с раздражением  глаз

Светочувствительность

Путание звуков.

Нарушение координации

Тревожность

Перепады настроения

Низкая самооценка

Плохое принятие решений

Импульсивность

Гиперактивность

Бесполезная работа

Неспособность усидеть на месте

Невнимательность,

Легкая отвлекаемость

Не слушает

Неуклюжесть

Тревожность, социальная неуклюжесть

Неуместное поведение

Застенчивый, замкнутый

Медленный, неорганизованный

ЛТР

Появляется: при рождении

Угасает: 2-4 месяц жизни

Плохая координация

Легко дезориентируется

Проблемы с бинокулярным зрением

Плохое чувство времени

Часто ошибается из-за невнимательности

АШТР

Появляется: 18  неделя внутриутробного развития

Угасает: 3-9 месяц жизни

Плохие прослеживающие движения глаз

Трудности пересечения взглядом срединной линии

Трудности обучения чтению

Нарушение чувства времени

Путание «лево-право»

СШТР

Появляется: 6-9 месяц жизни

Угасает: 3-9 месяц жизни

Нарушение осанки

Нарушение координации глаза-руки

Трудности фокусировки

Нарушение усидчивости

Трудности обучения плаванию

Трудности в играх с мячом

Поэтому наше исследование направлено на оценку взаимосвязи между сохранением рефлексов, проявлениями СДВГ и школьной успеваемостью. Первоначально, обследование мальчиков с диагнозом СДВГ продемонстрировало у них повышенные уровни активных рефлексов по сравнению с мальчиками, имеющие симптомы «тени» расстройства (КОЭП) и мальчиков без (или почти без) симптомов расстройства (БПОЭ). Затем был проведен путевой анализ с целью изучения взаимосвязи между этими четырьмя рефлексами, а также взаимосвязи между ними и СДВГ, рефлексами и успеваемостью.

 

Методы

Участники и дизайн исследования

 

Выборка состояла из 109 мальчиков группы исследования (средний возраст - 8,6 лет, диапазон от 7 лет 3 мес. до 10 лет 11 мес.) из нескольких районов города Перт, столицы западной Австралии. У 54 из них на основании критериев DSM-IV педиатры диагностировали СГДВ (СДВГ-Н=14, СДВГ-К=20, СДВГ-КС (сочетание комбинированного типа (К) и сопутствующего состояния)=20.  

 

Группу контроля составили 55 здоровых мальчиков из тех же классов и районов, что и группа исследования. Примерно половина из них были одноклассниками или друзьями мальчиков с СГДВ, приглашенными родителями последних. Остальные откликнулись на объявления, размещенные в школьных газетах. 50% ребят из группы контроля  исследовал школьный психолог в течение некоторого времени во время их обучения, но ни у одного из них не были найдены критерии диагноза какого-либо детского расстройства. Кроме того, ни один из них не нуждался в специальных учебных ресурсах в школе. Впоследствии, мальчиков  группы контроля разделили на две подгруппы: Координационно–Обучающую–Эмоционально–Поведенческую подгруппу (КОЭП), состоящую из 34 мальчиков с неспецифическими нарушениями координации, эмоциональной или поведенческой сферы и проблемами с обучением; и подгруппу, в состав которой вошел 21 мальчик, без таких нарушений (БПОЭ).

 

Методики

Оценка нейро-психического развития и общей школьной успеваемости проводились в Центре Внимания и связанных с ним расстройств в Высшей школе образования Университета Западной Австралии. Все исследования проводились в одной и той  же комнате, с идентичным расположением мебели.

 

Инструменты

Все мальчики, участвовавшие в исследовании, прошли один и тот же набор тестов. Сначала попросили родителей заполнить расширенную версию Родительской оценочной шкалы Коннерса (усовершенствованную) (CPRS-R; Conners, 1997), чтобы подтвердить наличие диагностических критериев СДВГ у мальчиков группы исследования. Шкала состояла из 80 пунктов, заполнение которых занимало приблизительно 20 минут, хотя временные рамки не устанавливались. Шкала CPRS-R относительно легка в заполнении, поскольку достаточно просто обвести один из четырех вариантов ответов: Совсем не верно (никогда/редко), Отчасти верно (иногда), Достаточно верно (часто/довольно много) или Совершенно верно (очень часто). (Для полного обзора психометрии по CPRS-R см. Gianarris, Golden., & Greene, 2001)

 

В то время, когда родители заполняли CPRS-R, все мальчики прошли Тест оценки широкого спектра достижений - третье издание (WRAT-3, Wilkinson, 1993). WRAT-3 – один из наиболее часто используемых показателей школьной успеваемости (Spreen & Strauss, 1998), поскольку он короткий, легкий и оценивает чтение, орфографию и математику. Тест обладает отличными психометрическими свойствами с коэффициентом альфа надежности от 0.85 -0.95 по девяти пунктам WRAT-3.

 

Затем у всех 109 мальчиков оценили рефлексы согласно рекомендациям Института нейрофизиологической психологии (см. Blythe & Goddard, 2000). По техническим причинам 14 из 109 обследований не были записаны на видео. В этих случаях учитывалась оценка первого исследователя.

 

Оценку рефлексов осуществляли путем наблюдения за выполнением участниками специальных физических тестов. Например, выполняя упражнение с падением назад (для оценки рефлекса Моро) ребенок стоит вертикально, ноги вместе, голова - лицом вперед, глаза закрыты, локти отведены от туловища под углом 45° на высоте плеча, предплечья приведены к туловищу, ладони обращены вниз и запястья расслаблены. Тестирующий стоит на один шаг прямо позади ребенка, готовый поймать его и дает следующую команду: «Через некоторое время я свисну, ты должен упасть назад в мои руки с выпрямленной спиной, как бревно, и я обещаю, что поймаю тебя. Я не позволю тебе упасть». Сохраненным этот рефлекс считается, если испытуемый во время падения приводит руки к туловищу, издает звуки при вдохе или начинает плакать, наблюдается изменение цвета его кожи и/или он отказывается проходить тест. Реакция на тест оценивается по пятибалльной шкале, сопровождается соответствующим описанием каждого рефлекса.

 

Методика

Для исследования было получено одобрение от Комитета по этике научных исследований Университета Западной Австралии. Родители детей с СДВГ и детей контрольной группы получили пакет, состоящий из информационного письма о методах тестирования и форму согласия, в которой родителей информировали об их правах. При получении письменного согласия, первый автор связывался с родителями, чтобы назначить встречу для тестирования рефлексов. Родителей попросили, чтобы ребенок во время обследования был одет в шорты и футболку с короткими рукавами, с целью обеспечить свободные движения ребенка и возможность наблюдения за мышцами, движениями конечностей и туловища. С согласия и под наблюдением семейного педиатра родителей мальчиков СДВГ попросили не давать назначенные детям психостимуляторы за 20 часов до исследования (см. Houghton et al., 1999; West et al., 2002). Это было сделано для устранения любой возможной маскировки реакции эффектом лекарств. Все родители выполнили эту просьбу.

 

Результаты

Полученные данные анализировали в три этапа. Сначала был проведен многофакторный дисперсионный анализ (MANOVA) на основе оценок по трем Глобальным индексам Коннерса (1997) (Импульсивность, Эмоциональная лабильность и Проблемное поведение). Этот анализ провели с целью подтверждения дифференциального статуса участников трех диагностических групп (СДВГ, КОЭП и БПОЭ) на предмет наличия симптоматики СДВГ. Второй MANOVA провели для сравнения показателей активности четырех рефлексов (Моро, АШТР, СШТР, ЛТР) в трех группах. Наконец, был проведен путевой анализ баллов по результатам исследования, с целью определить взаимосвязь между параметрами сохраненных четырех рефлексов, взаимосвязь между этими параметрами и школьной успеваемостью и симптомами СДВГ.

 

Общие различия между диагностическими группами

Все предварительные скрининговые тесты, проведенные на основе оценивания трех глобальных индексов Коннерса, указывали на адекватное соответствие допущений MANOVA в понятиях линейности, нормальности, и однородности дисперсии/ дисперсионных матриц. Расстояние Махаланобиса, рассчитанное отдельно для каждой диагностической группы, также указывало на отсутствие значительных многомерных выбросов при уровне α =0,001. Средние и стандартные отклонения баллов по глобальным индексам Коннерса в каждой из трех групп показаны в таблице 2.

 

Таблица 2

Описательная статистика для оценок по глобальным индексам Коннерса

Глобальный индекс Коннерса

Группа исследования

N

M

SD

Импульсивное поведение

СДВГ

КОЭП

БПОЭ

Вместе

54

34

21

109

15.889

6.353

3.238

10.477

3.903

4.703

3.534

6.836

Эмоциональная лабильность

СДВГ

КОЭП

БПОЭ

Вместе

54

34

21

109

5.093

1.971

0.667

3.266

2.040

2.329

0.796

2.707

Проблемное поведение

СДВГ

КОЭП

БПОЭ

Вместе

54

34

21

109

20.407

8.206

3.429

13.330

4.874

6.650

3.026

8.902

 

Оценка MANOVA шкалы Коннерса показала значительный многомерный эффект для группы исследования, V = 0.681, F(3,104) = 18,071, p <0.001. Одномерный ANOVA для каждого из трех индексов показаны в таблице 3. На основе поправки Бонферрони уровня α=0,016, ANOVA выявил значительные различия между группами во всех трех, свойственных СДВГ индексов по Коннерсу (Импульсивность, Емоциональная лабильность и Проблемное поведение). Последующий тест Тьюки также подтвердил существенные различия между всеми тремя группами по каждому индексу, показывая, что наивысшие показатели были зарегистрированы в группе с СДВГ, затем следует группа КОЭП, а затем – группа БПОЭ.

 

Таблица 3

Одновариантный критерий ANOVA оценки глобальных индексов Коннерса

Эффект

Индекс

df

MS

F

Значимость

Частичное h2

Группа исследования

Импульсивное поведение

Эмоциональная лабильность

Проблемное поведение

Импульсивное поведение

2

2

2

2

19.592

25.302

56.891

44.818

5.139

8.211

18.095

15.473

0.007

<0.001

<0.001

<0.001

0.088

0.134

0.255

0.226

Ошибка

Импульсивное поведение

Эмоциональная лабильность

Проблемное поведение

Импульсивное поведение

106

106

106

106

3.812

3.082

3.144

2.897

 

 

 

 

MANOVA также использовался для сравнения результатов оценивания четырех сохраненных рефлексов в группе исследования. Опять же, предварительные скрининговые тесты показали адекватное соответствие всех основных предположений MANOVA. Среднее значение и стандартное отклонения оценки четырех рефлексов показаны в таблице 4.

 

Таблица 4

Описательная статистика для оценок по показателям рефлекса

Рефлекс

Группа исследования

N

M

SD

Моро

СДВГ

КОЭП

БПОЭ

Вместе

54

34

21

109

2.778

2.118

1.190

2.266

1.839

2.293

1.601

2.026

АШТР

СДВГ

КОЭП

БПОЭ

Вместе

54

34

21

109

4.167

3.000

2.571

3.495

1.840

1.826

1.363

1.869

СШТР

СДВГ

КОЭП

БПОЭ

Вместе

54

34

21

109

4.389

2.353

2.333

3.358

1.847

1.574

1.880

2.035

ЛТР

СДВГ

КОЭП

БПОЭ

Вместе

54

34

21

109

4.000

2.471

1.857

3.110

1943

1.308

1.590

1.916

Результаты MANOVA показателей сохраненных рефлексов показал значительный многомерный эффект в группе исследования, V = 0.383, F (8,208) = 6.166, p <0.001. Результаты одномерного ANOVA, выполненного по индивидуальным оценкам рефлексов, показаны в таблице 5. Основываясь на поправке Бонферрона уровня α=0,012, группы значительно отличались в сроках сохранения рефлекса Моро, с помощью теста Тьюки, определили более высокие баллы у группы с СДВГ, по сравнению с БПОЭ. В то же время, различия между баллами в группе КОЭП и другими двумя группами были недостоверными. Эта модель результатов согласуется с теневым характером проявлений в группе КОЭП во время обучения в школе.

 

Таблица 5

Результаты однофакторного дисперсионного анализа ANOVA оценок показателей сохраненных рефлексов

Эффект

Рефлекс

df

MS

F

Значимость

Частичное h2

Группа исследования

Моро

АШТР

СШТР

ЛТР

2

2

2

2

19.592

25.302

56.891

44.818

5.139

8.211

18.095

15.473

0.007

<0.001

<0.001

<0.001

0.088

0.134

0.255

0.226

Ошибка

Моро

АШТР

СШТР

ЛТР

106

106

106

106

3.812

3.082

3.144

2.897

 

 

 

 

Как указано в таблице 5, в группе исследования были также обнаружены достоверные эффекты сохраненных АШТР, СШТР и ЛТР. В этих случаях, однако, тест Тьюрки показал достоверно высшие баллы в группе СДВГ, по сравнению с КОЭП и БПОЭ, без достоверных различий между последними двумя группами. Разница в результатах оценки этих рефлексов по сравнению с результатами, полученными при оценке рефлекса Моро, может быть обусловлена тем фактом, что АШТР, СШТР и ЛТР появляются на более поздних этапах развития, чем рефлекс Моро. Как результат, значительного различия в сохранении этих поздних рефлексов между группами СДВГ, КОЭП и БПОЭ не обнаружено.

 

Взаимосвязь между сохраненными рефлексами, СДВГ и школьной успеваемостью

Третий анализ был проведен для решения трех основных задач. Первая задача состояла в том, чтобы определить взаимосвязи между сохраненными рефлексами и симптомами СДВГ. Результаты, о которых сообщалось выше, свидетельствуют о значительных различиях в степени сохранения рефлексов среди участников трех групп исследования и подтвердили, что баллы по трем глобальным индексам Коннерса соответствовали диагностическому статусу каждой группы. Несмотря на это, были также свидетельства некоторой изменчивости симптомов СДВГ внутри групп. Этот результат не вызывает удивления. Как упоминалось ранее, симптомы СДВГ наблюдаются у большинства детей в различной степени. Таким образом, установление диагноза СДВГ основано не на определении наличия или отсутствия определенных симптомов, а на подтверждении того, что тяжесть, частота или проявления этих симптомов отличаются от тех, которые наблюдаются среди детей в общей популяции. Например, диагностика невнимательности (APA, 1994, с. 83-85) предусматривает, что дети должны проявлять шесть или более определенных симптомов (например, склонны легко отвлекаться на посторонние стимулы) в степени, являющейся неадекватной и несоответствующей этапу развития. Такие суждения основаны на наслоении произвольных точек среза на непрерывные рейтинговые шкалы. Хотя это необходимо с целью формирования классификации, использование точек среза также снижает точность и силу анализов, предназначенных для изучения взаимосвязей между этими симптомами и другими переменными. Таким образом, задача третьего анализа заключалась в следующем исследовании взаимосвязи между сохраненными рефлексами и СДВГ, в котором симптомы СДВГ были использованы как непрерывная переменная, а не та, которая присутствовала или отсутствовала в группе исследования. В этом анализе выборка исследования не была разделена на подгруппы. Вместо этого для представления уровней выраженности симптомов СДВГ, которые демонстрировали все участники исследования, использовались баллы оценочной шкалы Коннерса при СДВГ.

 

Вторая задача этого анализа заключалась в изучении взаимосвязи между сохранением рефлексов и оценками, набранными при прохождении подтестов WRAT-3 по чтению, орфографии и математике (Wilkinson, 1993). Как указывалось ранее (таблица 1), сохранение рефлексов теоретически связано с рядом факторов, которые могут повлиять на успеваемость (например, трудности чтения, небрежность, проблемы с усидчивостью). Этот анализ был разработан для обеспечения эмпирического анализа  взаимосвязи между конкретными сохраненными рефлексами и последующим уровнем успеваемости.

 

Третьей задачей анализа было изучение взаимосвязи между четырьмя сохраненными рефлексами. Хотя было невозможно подтвердить предложенную гипотезу о шлюзе, был проведен путевой анализ для оценки того, была ли модель правдоподобной в свете взаимосвязи между рефлексами. В этом анализе были сопоставлены прямые и косвенными взаимосвязи между рефлексом Моро, симптомами СДВГ и успеваемостью посредством оценки АШТР, СШТР и ЛТР. Согласно теории шлюза, сохранение любого из четырех рефлексов (Моро, СШТР, ЛТР и АШТР) может повлиять, по крайней мере, на одну из этих сфер. Однако, если теория, согласно которой рефлекс Моро выступает в качестве шлюза для угасания других примитивных рефлексов, имеет место – то, хотя бы косвенно, но должна быть взаимосвязь между степенью активности рефлекса Моро, уровнями проявлениями симптомов СДВГ и успеваемостью (т. е. посредством взаимосвязи рефлекса Моро и тремя другими рефлексами).

 

Описательная статистика и двумерные корреляции для всех переменных путевого анализа показаны в таблицах 6 и 7 соответственно. Первоначальный скрининг баллов по всем показателям не выявил значительных отклонений множественной регрессии или допущений путевого анализа.

Таблица 6

Описательная статистика переменных путевого анализа

Показатель

N

M

SD

АШТР

СШТР

ЛТР

Рефлекс Моро

Импульсивное поведение

Эмоциональная лабильность

Проблемное поведение

Орфография

Чтение

Математика

109

109

109

109

109

109

109

109

109

109

2.226

3.495

3.358

3.110

10.477

3.266

13.330

27.413

30.596

30.220

2.026

1.869

2.035

1.916

6.836

2.707

8.902

5.342

6.037

7.305

 

 

Таблица 7

Двумерные корреляции между переменными путевого анализа

Показатель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

АШТР

СШТР

ЛТР

Рефлекс Моро

Импульсивное поведение

Эмоциональная лабильность

Проблемное поведение

Орфография

Чтение

Математика

1.00

0.234

0.257

0.243

0.220

0.276

0.258

-0.116

0.072

-0.259

 

1.000

0.311

0.533

0.359

0.276

0.356

0.260

0.145

0.433

 

 

1.00

0.405

0.410

0.310

0.391

0.149

0.213

0.365

 

 

 

1.00

0.418

0.292

0.395

0.225

0.117

0.511

 

 

 

 

1.00

0.736

0.946

0.255

0.341

0.614

 

 

 

 

 

1.00

0.880

0.143

0.272

0.471

 

 

 

 

 

 

1.00

0.226

0330

0.603

 

 

 

 

 

 

 

1.00

0.380

0.678

 

 

 

 

 

 

 

 

1.00

-0.022

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.00

В таблице 8 приведены путевые коэффициенты и стандартные отклонения (в скобках), полученные для каждого эффекта, исследованного в модели. Путевая диаграмма этих результатов показана на рисунке 1.

В модели статистическая значимость оценивалась на уровне 0,05 (критический t=1,96 для 103 df и α=0,05).

 

Как указывалось, установлена достоверная связь между степенью сохранения СШТР и оценками всех трех индексов СДВГ Коннерса (ts>2,010), тогда как сохранение ЛТР было достоверно связано с Импульсивностью и Проблемным поведением (ts>2.188). Все эти взаимосвязи были положительными, что указывало на то, что более высокая степень сохранения была связана с более высоким уровнем проявлений СДВГ. Степени сохранения ЛТР также достоверно коррелировали с успеваемостью по математике (t=-3,983). Однако в этом случае связь была отрицательной, что указывает на то, что высокие уровни активности рефлекса коррелировали с плохой успеваемостью. Аналогичная связь наблюдалась между сохраненным АШТР и успеваемостью по математике (t=-2.344). Несколько удивительно, что в рамках исследования это был единственный существенный эффект сохраненного АШТР.

 

Таблиця 8

Прямые и косвенные эффекты путевого анализа

Показатель

Тип

эффекта

Переменные эффекта

Рефлекс Моро

АШТР

СШТР

ЛТР

АШТР

СШТР

ЛТР

Импульсивное поведение

Эмоциональная лабильность

Проблемное поведение

Орфография

Чтение

Математика

Прямой

Прямой

Прямой

Прямой Косвенный

Прямой Косвенный

Прямой Косвенный

Прямой Косвенный

Прямой Косвенный

Прямой Косвенный

0.234(0.094)*

0.234(0.094)*

0.243(0.094)*

0.066(0.091)

0.154(0.050)*

0.173(0.096)

0.102(0.045)*

0.116(0.091)

0.143(0.048)*

-0.184(0.095)

-0.78(0.045)

0.004(0.103)

0.067(0.046)

-0.097(0.087)

-0.162(0.051)*

 

 

 

0.146(.085)

 

0.118(.091)

 

0.155 (.086)

 

-0.184(.095)

 

0.090(.097)

 

-0.191(0.082)*

 

 

 

0.258(0.086)*

 

0.183(0.091)*

 

0.236(0.087)*

 

-0.041(0.096)

 

0.187(0.097)

 

-0.149(0.082)

 

 

 

0.219(0.086)*

 

0.113(0.091)

 

0.189(0.086)*

 

-0.101(0.096)

 

-0.008(0.097)

 

-0.325(0.082)*

* Достоверно при α = 0,05

 

Как и ожидалось, наблюдалась сильная положительная связь между показателями сохранения рефлекса Моро и уровнями сохранения трех остальных рефлексов (ts>2.488). Важно отметить, однако, что рефлекс Моро не оказывал существенного прямого влияния на любой из симптомов СДВГ или переменных успеваемости. Все достоверные эффекты, связанные с сохраненным рефлексом Моро, были косвенными (то есть опосредованными другими рефлексами).

 

В случаях косвенных эффектов, сохранение рефлекса Моро достоверно коррелировали (ts>2,278) с оценками индексов Коннерса: Импульсивности (p=0.102, SE=0.050), Эмоциональной лабильности (p=0.102, SE=0.045) и Проблемным поведением (p=0.143, SE=0.048). Во всех случаях взаимосвязи были положительными, что указывало на то, что повышенные степени сохранения рефлекса были связаны с более высоким уровнем проявлений СДВГ.

Рис.1: Путевая диаграмма достоверных взаимосвязей между степенью сохранения рефлекса, симптомами СДВГ и школьной успеваемостью

 

Как показано на рисунке 1, все эти эффекты первоочередно были вызваны путями «Рефлекс Моро→СШТР→СДВГ» и «Рефлекс Моро→ЛТР→СДВГ». Существовала также достоверная косвенная связь между степенью сохранения рефлекса Моро и успеваемостью по математике (p=-162, SE 0,051). В этом случае взаимосвязь была отрицательной, что указывает на то, что более высокая степень сохранения рефлекса была связана с более низкой успеваемостью. Как показано на рисунке 1, эта связь обусловлена в первую очередь сложными путями «Рефлекс Моро→ЛТР→Успеваемость» и «Рефлекс Моро→АШТР→ Успеваемость». Эти результаты согласуются с гипотезой о том, что рефлекс Моро не влияет на школьную успеваемость прямо, но обуславливает последствия в этих сферах, сначала воздействуя на угасание других рефлексов. Это также подтверждает мнение о том, что более высокая степень сохраненного рефлекса Моро связана с более высоким уровнем проявлений СДВГ, а также с более низкими уровнями успеваемости по математике.

 

Обсуждение

Это исследование выявило взаимосвязи между четырьмя рефлексами (Моро, АШТР, СШТР и ЛТР), симптомами СДВГ и школьной успеваемостью мальчиков с наличием и без нарушений внимания, трудностей обучения, эмоциональных, поведенческих и координационных проблем. Неотъемлемой частью исследования был небольшой сравнительный анализ, в рамках которого найдены текущие результаты. Однако это не ограничивает применимость результатов настоящего исследования. Наши выводы не следует рассматривать как окончательные. Скорее, их следует воспринимать как основу для будущих исследований в этой области.

 

При первом анализе результатов исследования изучали различия между тремя группами исследования на основе определения глобальных индексов Коннерса (импульсивность, эмоциональная нестабильность и проблемное поведение). Во всех трех сферах результаты согласовывались с классификациями групп исследования (то есть достоверно высшими были показатели в группе СДВГ по сравнению с группами КОЭП и БПОЭ). Однако у участников группы КОЭП баллы по всем глобальным индексам значительно превосходили, по сравнению с группой  БПОЭ. Этот вывод подтверждает гипотезу о том, что группы КОЭП и БПОЭ в рамках исследования не представляли однородную группу. Кроме того, результаты указывают на существование группы детей в общей популяции, которые проявляют теневые симптомы СДВГ. Эти симптомы были недостаточно выраженными, чтобы соответствовать критериям исключения диагноза, но в этом исследовании были достаточными, чтобы отличить этих детей от общей популяции. Наши результаты показывают, что дети не могут быть четко разделены на простые категории (например, с установленным диагнозом или исключенным диагнозом), и что исследования, основанные на определении наличия конкретного расстройства, должны оценивать изменчивость, которая существует как внутри, так и между группами.

 

Во втором анализе изучалась частота встречаемости несоответствующих возрасту детей степени сохранения примитивных рефлексов в трех группах исследования. Полученные данные свидетельствуют о явных и достоверных различиях в степени их сохранения при СДВГ по сравнению с группой БПОЭ. В частности, в группе БПОЭ было значительно меньше симптомов сохраненного рефлекса Моро, АШТР, СШТР и ЛТР, по сравнению с группой СДВГ. Группа СДВГ также продемонстрировала достоверно высшую степень сохранения АШТР, СШТР и ЛТР, по сравнению с группой КОЭП, хотя между этими группами не было достоверной разницы в отношении степени сохранения рефлекса Моро. Такие результаты свидетельствуют о значительной взаимосвязи между СДВГ и сохранением рефлексов.

 

Результаты путевого анализа также свидетельствовали о наслоение симптомов  СДВГ и сохраненных рефлексов. В частности, сохраненный СШТР имел достоверные связи с оценками по всем трем глобальным индексам Коннерса, тогда как сохраненный ЛТР - только с импульсивностью и с проблемным поведением. Последующий анализ указал на достоверные прямые взаимоотношения между двумя рефлексами (ЛТР и АШТР) и школьной успеваемостью по математике. Эти данные подчеркивают потенциальную значимость сохраненных рефлексов в прогнозировании различных проблем обучения и поведения, с которыми сталкиваются дети школьного возраста.

 

Наконец, путевой анализ показал, что сохраненный рефлекс Моро не влияет прямо на развитие СДВГ или какую-либо успеваемость. Скорее всего, все эффекты его активности опосредованы взаимоотношениями рефлекса Моро со степенью сохранения АШТР, СШТР и ЛТР. Ранее существовало мнение о том, что рефлекс Моро выступает в качестве шлюза для угасания других рефлексов из-за более ранней стадии развития, на которой он возникает. Однако следует иметь в виду, что в нашем исследовании все эти рефлексы были оценены в одно и то же время. Таким образом, необходимы дальнейшие продольные исследования, прежде чем будут сделаны какие-либо четкие выводы о взаимоотношениях между этими рефлексами,  их влиянии на симптомы СДВГ и школьную успеваемость.

 

Самая эффективная программа по работе с рефлексами - "Бломберг терапия ритмичным движением". ближайшие семинары в Киеве - 27-29 апреля 2018 года - Групповая Бломберг Терапия Ритмичным Движением, более подробно по ссылке - https://kaza.com.ua/p608011321-gruppovaya-blomberg-terapiya.html

 

Регистрация на семинар  - https://goo.gl/cHPMDq

 

Предыдущие статьи