Корзина
11 отзывов
  • KaZa
  • Статьи
  • Движение глаз (могут ли глаза ребенка свободно двигаться во всех направлениях).

Движение глаз (могут ли глаза ребенка свободно двигаться во всех направлениях).

Движение глаз (могут ли глаза ребенка свободно двигаться во всех направлениях).
Элементарные движения слежения глазами за предметом, которые формируются к 3-му месяцу жизни, должны автоматизироваться. Очень часто слежение за предметом становятся для ребенка трудновыполнимыми упражнениями.

27.02.18

Попросите ребенка посмотреть на ваш палец или карандаш. Держите его довольно близко перед его лицом и сделайте круговое движение сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки, медленно и равномерно, потом сделайте движение по диагонали справа налево и слева направо. Отметьте, являются ли движения глаз скачкообразными, дергающимися или останавливаются на средней линии. Способность плавно и непрерывно отслеживать обычно развивается в возрасте семи-восьми лет, зависит от миелинизации мозолистого тела и сотрудничества полушарий. Обе лобные доли неокортекса и мозжечок важны для осуществления прослеживающих движений глаз. Считается, что существует связь между нарушением прослеживающих движений глаз и проблемами с чтением, поскольку они отражают плохое сотрудничество между полушариями, что препятствует чтению.  Также это влияет на зеркальный процесс в чтении и на координацию глаз-рука в письме.

 

Относительно зеркальных движений (зеркальное письмо, чтение, рисование, восприятие) имеется ряд концепций. Одни авторы видят причину в нарушениях зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, в дефектах зрительно-моторной координации и бинокулярного зрения. Одно из объяснений зрительно-пространственных затруднений связывает эти трудности с нестабильной глазодоминантностью, которая может привести к нарушению движений глаз, когда ребенку трудно следить за порядком расположения букв и слов на странице. 

 

Доминирование глаза

Когда дети учатся читать, доминирующий глаз у них, как правило, еще не развит. Этого происходит в десяти - одиннадцатилетнем возрасте.

 

Часть нашего поля зрения справа от точки фиксации фиксируется в левом полушарии. Поскольку правый глаз является доминирующим для правого поля зрения, обрабатывать информацию из правого глаза будет главным образом левое полушарие, а правое полушарие будет обрабатывать информацию с левого глаза. Во время чтения необходимо сотрудничество между полушариями. Благодаря правому полушарию мы видим слова как образы, а левому - фонетически анализируем слова и буквы. Если при чтении мы используем только один глаз и подавляем другой, то за это необходимое сотрудничество будет в одиночку отвечать мозолистое тело. С другой стороны, при бинокулярном зрении, мы можем использовать оба глаза, выбирая, какое из полушарий активировать. 

 

В младшем школьном возрасте соединения мозолистого тела между правым и левым полушариями не достаточно хорошо функционируют. Дети, которые легко учатся читать, - это те, которые при необходимости могут изменить доминирование глаз. Читая левым глазом (т.е. правым полушарием), они видят слово как картинку и учатся его распознавать. Встречая совершенно незнакомые и трудные слова, они используют правый глаз и левое полушарие, что позволяет последовательно и фонетически анализировать слова.

 

У детей, у которых сильное доминирование одного глаза из-за нарушения бинокулярного зрения возникнет прежде, чем они научатся читать, возникнут проблемы с обучением чтению. Если в значительной степени доминирует правый глаз, то у них не будет проблем с чтением по звучанию, но им будет сложно читать бегло, поскольку они не смогут распознавать слова как изображения из-за отсутствия  стимулирования правого полушария при чтении.

 

Если сильно доминирует левый глаз, в основном будет стимулироваться правое полушарие. Таким детям сложно проводить анализ слов и читать по звучанию, поэтому у них возникают фонологические проблемы. Им легко удается узнавать слова, но сложно выучить незнакомые.

 

В возрасте десяти-одиннадцати лет, сотрудничество между полушариями будет происходить посредством мозолистого тела, а не путем изменения доминирования глаза. В этом же возрасте обычно устанавливается доминирование глаза. Многие дети учатся компенсировать  нарушения  бинокулярного зрения с помощью мозолистого тела, вызывая преждевременное развитие глазного доминирования. Если до этого времени у них были проблемы, то теперь их способность к чтению развивалась быстрее.

 

Более того, доминирующий глаз контролирует слежение за строкой. Правый глаз, как правило, перемещается слева направо, а левый - справа налево. Обучаясь чтению, дети с доминированием левого глаза сначала смотрят на правую часть страницы, поэтому им будет сложно читать языки, написанные слева направо, например, английский. Такие ученики склонны разворачивать буквы и путать b и d. Иногда они предпочитают переворачивать текст, когда учатся читать.

 

Чтение – самый сложный вид из всех видов деятельности организма.  Под влиянием стресса происходят такие процессы, которые приводят к тому, что мы просто перестаем видеть напечатанный текст. Например, когда наши маленькие сверстники в классе поднимали нас на смех за наше медленное «невнятное» или вообще неправильное чтение; или наши учителя и родители, которые стыдили и обвиняли нас за то, что мы не читали так хорошо, как, по их мнению, мы должны были это делать. И тогда глаз больше не в состоянии различить маленькие различия формы букв, как ему положено, чтобы понимать то, что мы видим. В эмоционально-стрессовой ситуации становится невозможным сканирование глазами страницы сверху вниз и слева направо. Во время рефлекторного ответа на стресс взгляд становится периферическим, поле зрительного восприятия увеличивается для максимального контроля над простран­ством вокруг. В состоянии постоянного стресса внешние мышцы глаз становятся сильнее, а внутренние слабеют и растягиваются. Этот рефлекс периферического зрения сфор­мирован в ходе эволюции и служит защитной реакцией во время опасности.

 

Основа письма – хорошая взаимная координация глаза и руки, возникающая из ритмичного движения. Другими словами – глаз видит – рука выполняет.  В процессе учебы в школе  ребенку часто надо одновременно выполнять два действия, например, смотреть на доску и списывать или срисовывать то, что он в данный момент видит. Поэтому очень важны согласованные действия  глаз и рук, важно, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, которую дают им глаза. 

 

На навыки зрительно-моторной координации негативно влияют активные рефлексы. В частности СИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНО ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС. Дети с активным СШТР обычно неряшливо и неаккуратно едят, им сложно донести вилку, ложку или чашку до рта, не разлив или не рассыпав содержимое по пути. Также он может препятствовать развитию конкретных глазодвигательных навыков, таких как скорость аккомодации (способность фокусироваться на предметах, находящихся на различном расстоянии), что важно при списывании с доски или слежении за быстро приближающимся предметом (например, чтобы поймать мяч), а также навык вертикального слежения, который необходим для способности правильно выравнивать столбцы в математике и для оценки высоты. Сотрудничество между полушариями инициируется интеграцией асимметричного шейного тонического рефлекса (АШТР) и развивается, когда ребенок ползет на животе и на четвереньках.

 

Еще один важный момент, ребенок к 3 годам уже должен уметь оценивать пространство на 180 градусов по горизонтали и на 180 градусов по вертикали и отслеживать это без поворота головы. Очень часто у детей сужены поля зрительного восприятия. Если объем зрительного восприятия сужен, ребенок видит только то, что находится перед ним. Остальное он замечает только с помощью поворота головы и всего тела. И неудивительно, что этот ребенок может быть достаточно травматичен, очень быстро устает.

 

Имеющаяся у ребенка фрагментарность будет не только в зрительной сфере, но, как правило, она появится и в других сферах, например, в речевой. И точно так же, как ребенок видит фрагментарно, он будет и слышать фрагментарно. Например, учитель говорит: "За высоким забором растут яблони". Ребенок может ухватить только один какой-нибудь фрагмент, например: "растут яблони", а что было перед ним, что после - он не знает, и начинает достраивать все что угодно и фантазировать, придумывая несуществующее, то, что учитель совсем не говорил. Понятно, какое отношение может быть к такому ребенку в классе.

 

Как уже говорилось выше, наше поле зрения составляет приблизительно 180 градусов. Каждый глаз видит около 120 градусов с перекрытием у средней линии около 60 градусов. Хотя оба полушария мозга получают информацию от обоих глаз, активация ЛЕВОГО полушария происходит, когда мы смотрим вправо, и ведущая роль принадлежит правому глазу. Активация ПРАВОГО полушария происходит, когда мы смотрим влево, и ведущая роль принадлежит левому глазу. Срединная зона должна быть зоной, в которой оба полушария интегрируют воспринимаемое изображение. При отсутствии интеграции то, что воспринимает один глаз\полушарие, может сводиться на нет другим глазом\полушарием. Какой будет результат? Мы не можем понять прочитанное, потому что мы не видели весь раздел печатной страницы целиком. И у нас нет резона держать в памяти то, что мы не можем понять. При письме это часто приводит к тому, что почерк аккуратен на одной стороне страницы и неряшлив на другой. Или написанное будет менее четким на одной стороне страницы или в средней ее части.

Об этом и о многом другом мы говорим на семинаре  "Успех в учебе. Курс для специалистов и родителей", более подробно - по ссылкеhttps://kaza.com.ua/p556764151-uspeh-uchebe-kurs.html

 

Корректирующие упражнения:

 

Работа над стрессом и интеграцией мозга с помощью кинезиологических программ:

Кинезиологическая Концепция «Три в Одном»

Курс "Принципы Кинезиологии"

Форматирования мозга

 

Работа над рефлексами с помощью программ Бломберг Терапии:

Групповая Бломберг Терапия Ритмичным Движением.

Применение БМРТ при проблемах с чтением и письмом.

 

Необходимо отработать движения глаз по четырем основным (вправо, влево, вверх, вниз) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); а также сведение глаз к центру. Каждое из движений выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Оно совершается в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания детей рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки, свечи, фонарики и т.д. В начале освоения этих упражнений дети следят за предметом, перемещаемым взрослым, а затем передвигает его самостоятельно, держа сначала в правой руке, затем в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения детей, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

В том случае, если дети уверенно выполняют движения глазами, можно постепенно усложнять упражнения и выполнять их: а) с плотно сжатыми челюстями; б) с открытым ртом; в) с легко прикушенным языком; г) совмещать с дыханием ли движениями языком.

- Глаза вправо - глубокий вдох - пауза (задержка дыхания и движения глаз – 2 сек.) - глаза в исходное положение – пассивный выдох - пауза.

- Глаза влево - вдох – пауза – глаза в исходное положение – выдох - пауза.

- Глаза вверх – вдох – пауза – глаза в исходное положение – выдох - пауза.

- Глаза вниз – вдох – пауза – глаза в исходное положение – выдох - пауза.

 

Прослеживание глазами или рисование руками горизонтальной восьмерки. Ребенку предлагают рисовать восьмерки сначала левой рукой (вправо вверх), затем правой рукой (влево вверх), потом двумя руками одновременно в зеркальном отражении. Такие упражнения развивают межполушарное взаимодействие и гармонизуют работу головного мозга. Глаза должны следовать за траекторией движения руки. Дыхательный ритм: рука идет вверх на вдохе, вниз — на выдохе. Темп выполнения — медленный. Детям 3—4 лет рекомендуется трехкратное повторение каждого движения, 4— 7 лет — пятикратное, 7—10 лет и старше — восьмикратное.

 

Перекатывающаяся палочка. Необходима палочка. Дети стоят друг напротив друга, вытянув руки вперед, повернув ладони вверх. Палочка лежит на ладонях одного ребенка, который прокатывает ее по рукам к горлу. Затем он прокатывает ее обратно к протянутым рукам второго ребенка, который повторяет движение первого ребенка. Пока он делает это, первый ребенок копирует движение рук второго ребенка (вверх и вниз), а затем получает палочку обратно. И т.д.

 

Использование лабиринтов:

Лабиринт "Восьмерка"

Лабиринт "Восьмерка вертикальная"

Лабиринт «Классический»

 

Лабиринт «Цветок»

Лабиринт «Цветок 2»

Предыдущие статьи