Корзина
8 отзывов
Рефлексы у детей с ДЦП.

Рефлексы у детей с ДЦП.

Рефлексы у детей с ДЦП.
Патологические рефлексы могут вызывать некоторые из патологических движений, которые мы видим у детей с ДЦП.

27.07.17

Рефлексы – это непроизвольные движения, которые вызываются такими стимулами, как прикосновение, надавливание, или движением в суставе. Большинство рефлексов нам помогает. Например, если что-то застряло у вас в горле, откашливание или рвотный рефлекс поможет вам это быстро удалить.

Есть рефлексы, которые наблюдаются только у младенцев в первые месяцы жизни – со временем они угасают. Они называются примитивными рефлексами и являются нормальными. У детей с ДЦП эти рефлексы могут не исчезнуть и стать более выраженными. Тогда они рассматриваются как атипичные, или патологические.

 

Патологические рефлексы, распространенные при церебральном параличе:

 

В зависимости от тяжести проявления и типа ДЦП могут быть различные типы патологических рефлекторных стереотипов, включающие в себя:

 

1) лабиринтный тонический рефлекс;

2) асимметричный шейный тонический рефлекс (asymmetrical tonic neck reflex);

3) симметричный шейный тонический рефлекс;

4) рефлекс Моро.

 

Первые два скорее будут наблюдаться у детей с более тяжелыми формами ДЦП и могут вызвать серьезные проблемы. Эти рефлексы чаще возникают, когда дети лежат на спине.

 

• Лабиринтный тонический рефлекс (ЛТР).  В положении лежа на спине тонический лабиринтный рефлекс вызывает увеличение мышечного тонуса спины. Спина ребенка вытягивается или даже выгибается. Ноги вытянуты, напряжены, сведены вместе или перекрещены, ступни находятся в положении подошвенного сгибания. Руки согнуты в локтях. Кисти согнуты, ладони сжаты в кулаки. Этот рефлекс также называют патологическим разгибательным тонусом, или патологическим разгибательным рефлексом.

 

• Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР). Когда дети с тяжелой формой ДЦП запрокидывают голову и резко поворачивают ее на одну сторону, это запускает еще один патологический стереотип. Рука со стороны, на которую повернуто лицо, выпрямляется, другая рука сгибается в локте – и ноги принимают аналогичное положение: одна вытянута, другая согнута.

Как лабиринтный тонический рефлекс, так и асимметричный шейный тонический рефлекс абсолютно бесполезны. Они препятствуют развитию таких навыков, как переворачивание, сведение рук вместе и даже поднесение рук ко рту. Со временем эти рефлексы могут очень негативно повлиять на рост суставов и костей. АШТР может согнуть позвоночник и тем самым привести к сколиозу. Как тонический лабиринтный рефлекс, так и АШТР могут вызвать частичное выпадение головки тазовой кости из вертлужной впадины, где она в норме должна находиться (подвывих бедра).

По этим причинам детям, у которых эти рефлексы вовремя не угасают, лучше не давать лежать на спине. К счастью, менее вероятно, что эти патологические рефлексы возникнут и будут влиять на мышечный тонус ребенка в других положениях: на боку, полулежа и сидя. Если они и возникают, то выражены не настолько сильно и с меньшей вероятностью будут влиять на все тело. Даже детям с легкими проявлениями ДЦП, лучше избегать положения лежа на спине в течение длительного периода, пока они находятся в бодрствующем состоянии.

Также родителям детей с ДЦП не рекомендуют носить детей выпрямленными, так как движение головы назад может вызвать разгибательный стереотип. Вместо этого им советуют прижимать детей близко к телу, чтобы одна или обе ножки были согнуты.

В качестве еще одной превентивной меры всем детям с риском или диагнозом ДЦП нужно не давать закидывать голову и сильно поворачивать ее на сторону. Даже если ребенок не демонстрирует АШТР, положение головы и шеи меняет мышечный тонус рук и усложняет их использование. Лучше, если голова вашего ребенка будет находиться по центру, не запрокинутой. Когда ребенок начнет играть с ручками и ножками в положении лежа на спине, этими предосторожностями можно будет пренебречь.

 

• Симметричный шейный тонический рефлекс  (СШТР). Третий патологический рефлекс, который можно наблюдать у детей с ДЦП, называется симметричным шейным тоническим рефлексом. Когда голова вытянута, СШТР выпрямляет руки и сгибает ноги. При нагибании головы СШТР сгибает руки и выпрямляет ноги. Рефлекс может помочь ребенку встать в «положение зайчика». Однако когда ребенок займет положение на ладонях и коленях, этот рефлекс может заставить его «прыгать зайчиком», препятствуя развитию ползания возвратно-поступательным способом (когда вперед двигается левая рука и правая нога, а затем правая рука и левая нога).

 

• Рефлекс Моро (вздрагивания). Некоторые дети с ДЦП очень легко вздрагивают от неожиданных звуков или событий. Звук открывающейся двери, лай собаки, чей-то голос, телефонный звонок – все это заставляет детей вздрагивать, что резко усиливает мышечный тонус и, как следствие, ребенок может потерять равновесие и упасть.

Для некоторых родителей рефлекс вздрагивания, присущий их детям, оказывается серьезной проблемой. Справиться с ней помогают приспособления безопасности на адаптированных стульях или вспомогательных устройствах для вставания. Физиотерапевт вашего ребенка поможет вам подобрать для него необходимое оборудование.

 

В общем и целом степень, в которой патологические рефлексы препятствуют развитию ребенка, очень сильно варьируется. Чем сильнее они выражены и дольше сохраняются, тем больше они мешают обучению таким полезным навыкам, как дотягивание, ползание или ходьба, так же как овладению таким положением, как сидение, вставание на колени и на ноги. Родителям детей с ДЦП нужно избегать стимуляции патологических рефлексов. Они могут это делать с помощью следования общим советам, упомянутым здесь, а также более конкретным советам, полученным от физиотерапевта их ребенка.

 

Автор - Зиглинда Мартин (Sieglinde Martin) — физиотерапевт, больше тридцати лет работает с детьми с ДЦП и их семьями.

Получила докторскую степень в области физиотерапии в Кельнском университете, Германия, степень магистра наук — в Государственном университете в Колумбусе, Огайо.

Сейчас она работает в «Детском оздоровительном центре рядом с домом» в Дублине, Огайо (США). Она уверена: «Благодаря методике развития двигательных навыков родители смогут максимально эффективно помогать своему ребенку улучшать движения и становиться все более самостоятельным, занимаясь в комфортном темпе. Безусловно, помощь физиотерапевта важна, однако определяющая роль в улучшении моторных навыков ребенка принадлежит именно его родителям».

 

Эффективная терапия по интеграции рефлексов у детей – Бломберг Терапия Ритмичными Движениями. БТРД - это экологичный, безболезненный метод помощи детям с ДЦП и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата, с проблемами в обучении, аутистическими расстройствами, нарушениями зрения. У взрослых - с болевыми синдромами, проблемами опорно-двигательного аппарата, психическими расстройствами. Терапия ритмичными движениями стала результатом сотрудничества Харальда Бломберга с такими выдающимися учеными, как: Керстин Линд, Питером Блитем, Светланой Масгутовой и со многими другими.

 

Ближайшие семинары по Бломберг Терапии: "Бломберг Терапия в лечении детей с ДЦП", который состоится 4-6 августа 2017 года, "Применение БМРТ при проблемах с чтением и письмом", даты проведения - 7-8 августа 2017 года, "БТРД и первичные рефлексы" - 30 сентября - 1 октября 2017 года. 

 

Контактный номер телефона - 0676887712, Засоба Инна.

Предыдущие статьи