Корзина
8 отзывов
Электронные развлечения.

Электронные развлечения.

Электронные развлечения.
Многие современные дети имеют постоянный доступ к многочисленным электронным развлечениям, таким как: телевизор, компьютерные игры, игровые приставки, игры на мобильных телефонах и планшетах.

18.11.16

Статистика говорит о том, что средний возраст ребенка, начинающего смотреть телевизор – 5 месяцев (еще не умея сидеть самостоятельно), а к 2 годам почти все дети систематически просматривают телевизионные программы.

 

Маркетологи усердно убеждают родителей в том, что видеофильмы для маленьких детей – полезны, способствуют формированию навыков и развитию детского мозга. Так ли это на самом деле? Исследования показывают, что нет.

 

Например, желание родителей обучить ребенка иностранному языку через просмотр видеоуроков – необоснованно. Живое общение – это тот ключ, с помощью которого дети определяют, какие звуки им нужно учить. Девятимесячный младенец, который слышит короткую аудио- или видеозапись речи на неизвестном языке не учит его звуки, но такая же речь, произнесенная живым человеком, позволяет ребенку различать фонемы нового языка.

 

Известно, что возраст, в котором малыш начинает говорить, определяется взрослением тех участков мозга, которые контролируют движение.  Но, просмотр мультиков может повлиять на этот процесс, к сожалению, не так, как на это рассчитывают многие родители. Многочисленные исследования показывают прямую взаимосвязь между просмотром телепередач и плохим языковым развитием. Два часа перед телевизором в возрасте до одного года ассоциируют с шестикратным увеличение риска задержки языкового развития.

 

Быстрая смена кадров и яркие цвета, типичные для детских видеофильмов мешают и нормальному развитию внимания. До 10 месяцев ребенок не может сознательно направлять свое внимание. Присутствие развлекательных программ с быстрым развитием сюжета могут затруднить переход к осознанному вниманию и увеличить риск развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в возрасте 5-8 лет.

 

Ни одно надежное исследование не показывает, что просмотр телепередач приносит младенцам какую-то пользу. Франция запретила телепрограммы для самых маленьких детей, надеемся, что в Украине это тоже произойдет. А пока - держите своих малышей подальше от телевизора, пока им не исполнится хотя бы 2 года.

 

Предлагаем двигаться дальше и обсудить насколько полезны гаджеты для более старших детей. Здесь проблема состоит в том, что электронные развлечения лишают ребенка движения и изолируют от реального мира. Геймеры подросткового возраста могут испытывать трудности в различении виртуального и реального. Когда ребенок играет, глядя на экран, или просто на него смотрит, не происходит ни контакта с реальным миром, ни развития социальных навыков – общительности и уместности поведения. Интенсивные визуальные стимулы, а также увлекательные истории превращают любимое чадо в наблюдателя, который не двигается и ничего не говорит, при этом накапливается эмоциональное возбуждение. Без физического выплеска дети начинают ерзать, им трудно сосредоточиться. Существуют исследования, демонстрирующие связь между синдромом дефицита внимания и чрезмерным увлечением видеоиграми.

 

Обилие насилия в видеоиграх делает детей бесчувственными к страданиям других людей. И, возможно, самое важное: дети, которые учатся общению в онлайне, лишаются при этом множества эмоциональных нюансов общения, таких как выражение лица, которые помогают оценить чувства собеседника. Без реального опыта чувство сопереживания не может развиваться адекватно, и это обойдется очень дорого для всех нас.

 

Как результат пристрастия к электронным устройствам – развитие явления многозадачности. Например, дети обмениваются текстовыми сообщениями во время просмотра телевизора или слушают музыку во время видеоигр. При одновременном решении нескольких задач возникают помехи, так как лобная кора – ключевой аспект исполнительной контрольной системы мозга – имеет ограниченные возможности. Выполняя два дела одновременно, ребенок фактически регулярно переключается с одной задачи на другую и происходит то, что когнитивные психологи называют издержками переключения. Данные издержки переключения снижают производительность ребенка и его способность концентрировать внимание страдает от этого.

 

Важно помнить, что когда ребенок слишком одержим игрой – это важный показатель психологического дефицита. Дети, зависимые от видеоигр обычно беспокоятся по поводу своей способности справиться с требованиями взрослого мира. Их социальные навыки не отточены, они часто стеснительны от природы и постоянно ощущают груз ожиданий, которым, с их точки зрения не могут соответствовать. Онлайн – и видеоигры предлагают им мир, в котором можно добиться успеха, где быстро получают награду за успех и где неудачу легко компенсировать.

 

Относительно потенциала для зависимости от видеоигр  и других экранных игр – здесь много спорных вопросов, но большинство экспертов рассматривают зависимость от компьютерных игр как родственную более очевидным вариантам зависимости, например от опиатов. В здоровом человеческом теле опиоидные молекулы блокируют нейронные цепи, вызывающие ощущение боли. Наркотическое состояние, вызванное опиатами, представляет собой интенсивное ощущение благополучия и комфорта – как будто мир вдруг лишился острых углов и шершавых поверхностей. Здоровые и психологически сбалансированные взрослые наслаждаются игрой, но спустя какое – то время устают от любых ее проявлений и отправляются делать еще что-нибудь. Те же, кто использует игру для побега от какого-то психического дискомфорта, играть не перестанут. А если перестанут, то ими сразу же овладеет боль и беспокойство.

 

Таким образом, возбуждение и удовольствие, которые позволяют уйти от боли, могут вызывать зависимость и приводить к разрушительным физическим, эмоциональным и когнитивным последствиям.

 

Мы не призываем вас осуществить полный запрет на электронные развлечения, что не имеет смысла и практически нереализуемо на практике. Но надеемся, что у вас получится использовать стратегии для сохранения баланса – ограничение времени, которое посвящается электронным развлечениям и присутствие в жизни ваших детей спорта и физических упражнений, плодотворного общения с родителями и друзьями, времени для игр на свежем воздухе. Мы даже можем посоветовать видеоигры с использование приставки вроде Wii, которые включают интенсивную физическую активность, и может оказаться, что в отличии от сидячих, они не вредны для здоровья.

 

 Засоба Инна – психолог, соучредитель компании «KaZa», основатель «Школы ДизайнМышления для детей», тренер программы «Прорыв в обучении».

Предыдущие статьи