Корзина
8 отзывов
Вестибулярная система и ее влияние на возникновение учебных затруднений.

Вестибулярная система и ее влияние на возникновение учебных затруднений.

Вестибулярная система и ее влияние на возникновение учебных затруднений.
Мозг ребенка с вестибулярными нарушениями постоянно работает в режиме «борьбы за выживание». В таком случае трудности в обучении не исчезнут, пока развитие таких навыков будет отодвинуто на дальний план.

28.05.16

«Математик не нуждается в особом устройстве мозга, как думают многие. Мышление и логика у него устроены так же, как и у других людей. Все дело в трех находящихся в ухе полукружных каналах, расположенных по отношению друг к другу таким образом, что направлены согласно трем пространственным измерениям. Особенное развитие данного органа является предпосылкой математического таланта – в нем лежат математические способности».

Р. Штайнер

 

Представьте, что вы наблюдаете за детьми в классе. Первый ученик постоянно «ерзает» и качается на стуле. Второй – не может в процессе письма правильно располагать буквы. Третий – неуклюж в движениях, не может оценить, сколько места ему нужно, чтобы обойти парту и, врезается в нее, при этом говорит хуже сверстников. Четвертый – невнимательно слушает, не запоминает длинные инструкции и вообще «считает ворон». Пятый – читает с трудом. А есть такие, у которых - эмоциональные или поведенческие проблемы.

 

Все эти нюансы частично вызваны сбоями в обработке сенсорных сигналов в вестибулярной системе.  И это не удивительно ведь она взаимосвязана почти со всеми зонами мозга.

 

Известный невролог Ч. Ньокиктьен считает, что расстройства функционирования вестибулярной системы и ствола мозга могут приводить к следующим последствиям:

- нарушения уровня активации нервной системы, что приводит к гиперактивности и потере концентрации. Это результат тесного общения вестибулярной системы с ретикулярной формацией (центральная часть мозгового ствола, которая отвечает за уровень активации и возбуждения нервной системы).

- задержка формирования схемы тела – ребенок долго продолжает путать лево-право. Это может стать причиной трудностей в освоении математики и чтения.  

- нарушения процесса контроля позы и положения тела.

- нарушения контроля движений глаз. Из-за этого ребенок не может «прослеживать» глазами во время чтения и письма, ему трудно писать на доске или списывать с нее текст. Особенно ярко это выражается у гиперактивных детей. Движения глаз у них не плавные, взгляд либо отстает от предмета, либо резко «дергается», как бы догоняя его.

- нарушения распределения внимания.

 

Известный французский врач профессор Альфред Томатис пишет, что вестибулярная система ребенка начинает работать в утробе матери уже на 21- й день после зачатия, а созревает к одиннадцатому году жизни. Это говорит о том, что вестибулярной системе требуется много времени, чтобы подготовиться к выполнению своей жизненно важной функции. Процесс подготовки проходит путем накапливания опыта, крупным источником которого является движение. Поэтому важно, чтобы мама в течение беременности могла много двигаться, а ребенка после рождения часто носили на руках и качали – до тех пор, пока он сам не сможет передвигаться в пространстве.

 

Есть два типа вестибулярных нарушений, которые, как правило, отрицательно влияют на обучение и поведение: мозг либо слишком слабо, либо слишком бурно реагирует на вестибулярные сигналы.

Эффективность работы вестибулярной системы можно определить по длительности постротаторного нистагма. Если после долгого катания на каруселях посмотреть в глаза ребенку, можно заметить, что глазные яблоки как бы подергиваются – появляется нистагм. Если нистагм прекращается слишком быстро, отсутствует вовсе или проявляется неравномерно, это значит, что вестибулярные ядра, либо получают мало вестибулярных импульсов, либо некорректно их обрабатывают. Если же он проявляется слишком долго, это означает, что вестибулярная система чрезмерно реагирует на импульсы из-за недостаточного действия подавляющих ее сил.

 

Исследования, проведенные в США, Австрии и Южной Америке, показали, что у 50% детей, у которых есть проблемы с речью и обучением, нистагм слишком короткий.

 

Дети с низкой чувствительностью вестибулярной системы – это любители острых ощущений. Ощущение движения в пространстве, например, при катании на каруселях, доставляет им особое наслаждение. Они дольше других детей могут играть в подвижные игры. Часто выглядят неорганизованными или «потерянными в пространстве», могут демонстрировать резкие и неритмичные движения. В целом такие дети развиваются типично, но сталкиваются с трудностями, учась читать или считать.

У некоторых детей могут проявляться следующие особенности:

переворачивают буквы зеркально;

не могут удержать взгляд на движущемся предмете;

плохо справляются с заданиями, где задействованы обе руки и обе стороны тела;

путаю право и лево, верх и низ;

не могут сидеть прямо или скрючиваются, сидя за столом;

чаще сверстников падают.

 

Снижение активности вестибулярной системы может привести к развитию одинаковых навыков для правой и левой рук, правого и левого полушарий мозга. Вместо того, чтобы использовать для точных движений только одну руку, ребенок работает левой и правой попеременно. В это время оба полушария мозга заняты одним и тем же, вместо того чтобы специализироваться с целью повышения эффективности. Такая ситуация влияет на речь, чтение и письмо.

Рекомендации:

Внимание!!! Никогда не кружите ребенка слишком сильно или слишком долго.

- для ребенка полезны занятия стимулирующие координацию движений глаз головы и рук: стрельба по мишеням, игры с мячом, кидание предметов, настольный теннис и т.д;

- билатеральные игры (с участием обеих сторон тела): прыжки со скакалкой, плавание, гребля, игра на музыкальных инструментах;

- занятия, где требуется поддержание равновесия: катание на коньках, езда на велосипеде, борьба и т.д;

- различные занятия (чтение, игра, раскрашивание) в положении лежа на животе, опираясь на локти;

- эффективный метод помощи детям со сниженной активностью вестибулярной системы – занятия на балансировочных досках (http://kaza.com.ua/g5209399-balansirovochnye-doski).

 

Дети, с повышенной чувствительностью вестибулярной системы – это «трусишки», которые боятся высоты и не слишком любят качели, при спуске по лестнице для них важно держаться за перила. Любое перемещение или изменение положение ощущается ими как угроза своей безопасности. Даже легкое движение выбивает у них из-под ног почву. Нет страха сильнее, чем этот. Взрослые не в состоянии понять, почему слова поощрения и одобрения не действуют на таких детей. Лучшее, что вы можете сделать для ребенка в этом случае – это уважать его потребности и всеми доступными способами, постепенно, медленно, шаг за шагом укреплять в нем ощущение безопасности.

Рекомендации:

- не торопите ребенка, когда он пытается выполнить, пугающие его действия;

- собираясь посетить какое-либо событие или мероприятие, например, пикник в незнакомом парке, сходите на место его проведения заранее, чтобы ребенок  смог осмотреться и привыкнуть – так он лучше справится со страхом.

- для усиления чувства безопасности при движении или лазании, полезна дополнительная нагрузка весом.

 

Мозг ребенка с вестибулярными нарушениями постоянно работает в режиме «борьбы за выживание». В таком случае трудности в обучении не исчезнут, пока развитие таких навыков будет отодвинуто на дальний план.

Развивая чувство равновесия, ребенок учится: в любой ситуации удерживать себя, справляться с любой ситуацией, общее ощущение безопасности и чувство надежности, внутренний покой, внутреннее равновесие, внимательность, готовность к риску.

Важно помнить, что равновесие человека – это больше чем просто биомеханическое равновесие. Равновесие движений, психики, эмоций, ритма сна и бодрствования, обмена веществ, пищеварения оказывают друг на друга влияние, они неразделимы.

Засоба Инна – психолог, соучредитель компании «KaZa», основатель «Школы ДизайнМышления для детей», тренер программы «Успех в обучении».

 

Приглашаем вас на наш семинар «Успех в учебе. Курс для специалистов и родителей». 

В программе нашей работы:
1 Блок: Снятие стресса и напряжения.
2 Блок. Дыхательные практики.
3 Блок. Работа на балансировочном оборудовании. Программа Френка Бельгау. 12 недель.
4 Блок. Терапевтическое рисование форм.
5 Блок. Развитие памяти и креативного мышления.
6 Блок. Игровой.


Регистрация - https://goo.gl/wmkTcw

 

 

 

Предыдущие статьи