Корзина
8 отзывов
Движение и ощущение - две стороны одной медали

Движение и ощущение - две стороны одной медали

Движение и ощущение - две стороны одной медали
Сбои в сенсомоторной системе — очень серьезная вещь, и если это случается, то наша жизнь значительно ухудшается. Мы не сможем делать решительно ничего в этом мире, если наша сенсомоторная система не будет постоянно работать.

16.03.16

Если мы рассмотрим центральную нервную систему, то сможем увидеть, что ее основополагающим принципом является то, что у нее есть два отдела, различающихся между собой как в структурном, так и в функциональном отношении, - сенсорный (чувствительный) и моторный (двигательный). По всей длине позвоночника — от головного мозга и до копчика - чувствительные нервные волокна отходят от задней стороны спинного мозга, а двигательные нервные волокна - от передней.

 

Все, что мы ощущаем в мире за пределами нашего тела, и все, что мы ощущаем внутри нашего тела, порождает импульсы, поступающие в головной мозг посредством чувствительных нервов. Каждое наше действие и каждое движение осуществляется при помощи импульсов, исходящих из головного мозга в спинной мозг и далее передающихся по двигательным нервам.

 

Чувствительные нервы позволяют нам воспринимать мир и самих себя. Двигательные нервы позволяют нам совершать как внешние, так и внутренние движения посредством их связи со скелетными мышцами и с гладкими мышцами внутренних органов.

 

Таким образом, две основные части спинного мозга связывают периферические нервы с головным мозгом. Чувствительные нейроны тянутся до части головного мозга позади центральной борозды, а двигательные нейроны простираются от переднего отдела мезга. Это структурное разделение функционально интегрировано внутри единой центральной нервной системы: чувствительные и двигательные функции - это две стороны одной медали.

 

В спинном мозге есть четкое разделение двух систем, однако в головном мозге мы видим их интеграцию.

 

Чувствительные нервы предоставляют головному мозгу информацию о том, что происходит в окружающей среде и в нашем теле. Головной мозг, обеспеченный этой информацией, принимает решения о том, что делать и как делать. Это значит, что, принимая, а затем интегрируя получаемую информацию через чувствительную систему, головной мозг дает команды двигательной системе. Эти интегрированные функции чувствительной и двигательной систем так непреложны и так привычны, что мы не замечаем их непрерывной деятельности так же, как рыба не замечает воды, в которой плавает.

 

Мы редко осознаем эти две интегрированные функции, делая что-нибудь привычное, как, например, простое перелистывание страницы книги. Когда человек дочитывает страницу до конца, он поднимает левую руку, переносит ее вправо, находит край следующей страницы в правом углу книги и переворачивает его влево. Но для того чтобы левая рука нашла край следующей страницы, необходима точная сенсорная информация о том, где находится рука и где находится книга. Когда ваша левая рука поднимается, она должна «знать», куда движется. В противном случае она может подняться и шлепнуть вас по боку или стукнуть вас по носу, или дойти до вашего правого плеча. К счастью, этого не происходит. Вы знаете, где находятся книга и рука, потому что каждую секунду вы получаете поток сенсорной информации о местонахождении, движении, форме, траектории и скорости движения руки относительно места расположения края следующей страницы в правом углу книги.

 

В современной нейрофизиологической науке непрерывное взаимодействие сенсорной информации и двигательных импульсов описывается как «система биологической обратной связи», действующая по системе «петель». Чувствительные нервы дают информацию через петлю обратной связи двигательным нейронам, которые отвечают на нее командами, идущими по двигательным нервам. Актом движения двигательные нейроны дают новую информацию петле обратной связи через ощущение новой позиции руки. Такая петля обратной связи продолжает обмен информацией до тех пор, пока рука не приблизится к книге, пальцы не коснутся страницы и не перевернут ее.

 

Если мы поразмыслим над этим, то нам станет ясно, что необходим непрерывный поток сенсорной информации из окружающей среды для того, чтобы осуществлять постоянный контроль над движениями наших мышц изнутри. Мы не сможем делать решительно ничего в этом мире, если наша сенсомоторная система не будет постоянно работать.

 

Чтобы понять, насколько важна сенсомоторная система для нашей жизни, мы должны осознать следующее: если что-то случается с этой системой, наши жизненные возможности значительно сокращаются. Если что-то нарушит наше чувствительное восприятие, мы не сможем эффективно управлять нашим телом и нашими действиями. Если нарушится контроль над движениями, то мы не только не сможем эффективно их осуществлять, но и наша обратная связь также станет запутанной и нечеткой. Поскольку чувствительно-двигательные функции интегрированы в одной системе, если возникают нарушения в одной из ее частей, то они неизбежно возникнут и в другой. Иными словами, если нарушаются наши ощущения окружающего мира и себя, то нарушаются и наши действия в мире, и функционирование тела ухудшается.

 

Сбои в сенсомоторной системе — очень серьезная вещь, и если это случается, то наша жизнь значительно ухудшается.

 

За  быстроту и точность восприятия сенсорной информации отвечает мозжечок.

 

В системе контроля и координации движений мозжечок принимает участие на трех уровнях:

- обеспечивает движения, необходимые для поддержания равновесия;

- обеспечивает координацию главным образом дистальных отделов конечностей (особенно рук и пальцев рук);

- получает все связи из моторной коры и прилежащих областей премоторной и соматосенсорной зон мозга. Он передает сигналы обратно в большой мозг, планируя последовательность действий вместе с сенсомоторной областью и рассчитывая на десятки секунд вперед будущие  действия. 

 

Мозжечок это малый мозг, который занимает всего 10% всего мозга, но 50 % всех нейронов находится именно там. Всем известно, что главной функцией мозжечка является контроль координации движения, мышечного тонуса и  удержание равновесия. Но помимо этого, мозжечок служит основой для сенсомоторного развития, от которого зависит успешность овладения речью, чтением, счетом, и принимает участие в процессах формирования и автоматизации других навыков (учебных в том числе). Таким образом, мозжечок участвует во всех когнитивных и социальных процессах. Если навыки не формируются, то каждый раз, когда мозг ребенка воспринимает определенную информацию, он расценивает ее как новую и затрачивает много энергии на построение модели реагирования и ее осуществления. Мозжечок же позволяет использовать ранее освоенные, готовые модели реагирования. Так, например, при дисфункциях мозжечка, мы можем наблюдать трудности мелкой и крупной моторики (не прыгает/прыгает плохо, не ловит/бросает мяч, не может удержать ручку/карандаш и т.д), сложности освоения речи, письма и чтения.

 

Мозжечок функционирует как некая поддерживающая структура, обеспечивающая нормальную работу остального мозга. Повреждение мозжечка приводит не только к нарушению серьезным нарушениям координации, переработки зрительной, слуховой и речевой информации, но и сказывается на эмоциональном поведении: пациенты (и взрослые, и дети) не способны контролировать свои эмоции — в отличие от большинства людей, они слишком вяло или слишком бурно реагируют на раздражители. Некоторые специалисты связывают повреждение мозжечка с дислексией (неспособностью к чтению). Недавние исследования показали, что мозжечок принимает участие в процессах памяти, внимания, психической деятельности, планирования действий и управления человеком собственными побуждениями.

 

Программа мозжечковой стимуляции «Прорыв в учебе» («Learningbreakthrough»), 

разработана доктором Френком Белгау и направлена на развитие функций мозжечка и базальных ганглиев. 

Результаты исследования показали, что вовлеченность человека в выполнение заданий, активизирующих разные сенсорные системы, заставляет его мозг образовывать новые сети нейронных связей для выполнения задания успешно.

 

Программа мозжечковой стимуляции построена таким образом, что в процессе выполнения упражнений на поддержание баланса мозг постоянно вынужден  интегрировать двигательные,  сенсорные, зрительные, слуховые, тактильные функции, а также функции моторного планирования и поддержание баланса. Таким образом, количество нейронных связей значительно увеличивается, а передача информации из одного участка мозга в другой улучшается и ускоряется, что позволяет в итоге успешнее справляться с заданиями интеллектуального плана.

 

 

Предыдущие статьи