Корзина
8 отзывов
Эффект Моцарта - эффект Шмоцарта.

Эффект Моцарта - эффект Шмоцарта.

Эффект Моцарта - эффект Шмоцарта.
О связи между музыкой и математикой и даже музыкой и мыслительными способностями в целом задумывались многие. Существует даже особый термин - «эффект Моцарта».

12.03.16

По данным одного исследования начала 1990-х годов, слушание музыки Моцарта повышает IQ. С тех пор результаты этого исследования не раз ис­пользовались для поддержания идеи о том, что если беременная жен­щина будет прикладывать к животу наушники от плеера, проигрыва­ющего произведения Моцарта, например оперу «Волшебная флейта», то шансы ребенка поступить когда-нибудь в университет резко повысятся. Если поискать в интернете словосочетание «эффект Моцарта», то на экране выстроится длинный перечень CD, DVD и книг, описывающих этот феномен: классическая музыка сделает ваше чадо умнее.

 

К сожалению, никакого эффекта Моцарта в действительности, по­хоже, не наблюдается. Когда ученые проанализировали результаты примерно двух дюжин исследований этого «феномена», они пришли к выводу, что повышение IQ, которое можно было бы объяснить им, слишком малó. Безусловно, вашему ребенку не повредит, если он будет слушать классическую музыку, но от нее он вряд ли резко поумнеет. Название недавно вышедшей публикации, подготовленной группой психологов из Венского университета, очень метко обобщает сложив­шуюся ситуацию: «Эффект Моцарта ― эффект Шмоцарта». Ученые не убеждены в том, что даже та небольшая польза для интеллекта от слушания музыки Моцарта, которая иногда якобы наблюдается, действительно возникает благодаря слушанию музыки. Произведения Моцарта и вправду стимулируют работу нейронов, и возбуждение в таких случаях обычно регистрируется в правом полушарии мозга, где происходит осмысление, которое ученые, собственно, и тестиро­вали в процессе поиска связи между музыкой и мышлением. Похоже, однако, что свидетельства наличия эффекта Моцарта ― в той мере, в какой они были обнаружены, ― на самом деле всего лишь след­ствие обычного волнения и возбуждения. В поддержку идеи о том, что речь идет просто об эффекте возбуждения, говорят результаты другого исследования. Оно доказало, что прослушивание отрывков текста из какой-нибудь жутковатой повести Стивена Кинга тоже повышает результативность при прохождении стандартного теста на интеллект, особенно если человек начинает действительно вжи­ваться в историю.

 

В США существует специальная национальная программа для уче­ников шестого-восьмого классов MATHCOUNTS, цель которой ― популяризация математики с помощью волнующих и увлекательных конкурсов и олимпиад. В число ее лауреатов регулярно попадают под­ростки, которые весьма искусны и в игре на музыкальных инструмен­тах, и в решении задач. Задачи обычно бывают такого типа: «Если Кен­тон будет идти 60 минут со скоростью 5 км/ч, а затем бежать 15 минут со скоростью 12 км/ч, то сколько километров он пройдет за указанное время?» (Ответ: 8 км.) Все члены команды, выигравшей первое место в городском соревновании Лос-Анджелеса в 2011 году, помимо математического таланта отличались еще умением играть хотя бы на одном музыкальном инструменте. Почему занятия музыкой так часто идут рука об руку с математи­ческими способностями выше среднего уровня? Снова все «дороги» ведут к телу. В последние годы ученые существенно продвинулись в изучении связей между способностью человека контролировать свои пальцы ― которая, как правило, хорошо развита у музыкантов, ― и успехами в математике. Пальцы и цифры делят одни и те же «про­сторы» в головном мозге человека, в частности теменную долю коры. Недавние исследования показали, что движения тела во время музыкальных репетиций помогают детям развивать свой мозг для решения математических задач. Верно и обратное: официально зафиксированы случаи, когда люди, внезапно потерявшие способность пользоваться пальцами, теряли также способность считать в уме.

 

Примечательно, что связь между пальцами и числами отнюдь не ограничивается только тем, что они делят одну и ту же «жилпло­щадь» в тканях мозга. Возможно, связь между способностью понимать числа и способностью координировать движения пальцев объясняет­ся тем, что в процессе обучения счету мы часто пользуемся пальца­ми. Когда людей просят показать число, которое они видят на экране компьютера, нажимая соответствующую цифру на клавиатуре одним пальцем, то они справляются с задачей лучше, если делают это той ру­кой, которой привыкли считать «на пальцах». Многие люди (как прави­ло, правши) учатся считать от одного до пяти с помощью правой руки, начиная с большого пальца, а затем с шести до десяти ― с помощью левой, также начиная с большого пальца. У них распознавание цифр от одного до пяти происходит легче и быстрее, если на клавиатуре они работают правой рукой, а не левой. Для больших чисел работает обрат­ное правило. То, как мы считаем на пальцах в детстве, сказывается на том, как наш мозг будет обрабатывать числа в зрелом возрасте.

 

Видимо, учась считать на пальцах, мы помогаем закреплению за пальцами и числами одной общей территории. Дети приходят к по­ниманию, что такое числа, именно физически, через пальцы. Последовательность движений пальцев, осуществляемых в процессе счета, помогает им понять, что у каждого числа в цепочке, за исключением самого первого, имеется «предшественник» и «последователь». Но мы используем свои пальцы не только для ведения простого счета, скажем, от одного до десяти. Мы «опираемся» на них и тогда, когда складыва­ем числа в уме, когда считаем конкретные объекты (указывая на них пальцем), когда хотим показать некое множество (как много чего-то у нас есть). А еще ребенок может «на пальцах» показать, сколько ему лет. Развитие умения работать с числами происходит вместе с использованием пальцев.

 

Психолог Брайан Баттеруорт, всемирно известный специалист в об­ласти преподавания математики, убежден: «Без способности привя­зывать представление о числах к представлению о пальцах и руках… наш ум никогда не смог бы обрести их нормальное понимание». Если пятилетний ребенок способен с закрытыми глазами определить, к ка­кому его пальцу прикоснулся другой человек, это следует считать хо­рошим признаком: у него, скорее всего, будет хорошая успеваемость по математике, когда через несколько лет он пойдет в школу. Такой метод оценки может оказаться даже более достоверным, чем стан­дартные тесты на интеллект. Чем больше ребенок в детсадовском возрасте развивает ловкость пальцев, тем выше будут его математиче­ские способности в дальнейшем. Обратное тоже верно: слаборазвитое умение контролировать работу пальцев часто идет рука об руку с дис­калькулией ― неспособностью ребенка понимать числа и производить операции с ними.

 

Тесной связью между способностью выполнять скоординирован­ные движения пальцами и оперировать числами объясняется, по­чему развитие ловкости пальцев в процессе игры на музыкальном инструменте может способствовать развитию математических способ­ностей. На пользу пойдет даже простое знание того, как пользовать­ся пальцами, чтобы нажимать на различные клавиши пианино. Дети с более ловкими руками эффективнее орудуют пальцами, чтобы счи­тать, совершать простые алгебраические операции или показывать количество предметов. В результате их математические способности повышаются.

Предыдущие статьи