Корзина
7 отзывов
Ефимов О.И. Школьные проблемы глазами врача. Отрывок из книги.

Ефимов О.И. Школьные проблемы глазами врача. Отрывок из книги.

Ефимов О.И. Школьные проблемы глазами врача. Отрывок из книги.
Мозжечок – «двигательный мозг», контролирует движения человека, координирует их, улучшает точность, ловкость, правильность.

01.03.16

Джейн Айрес в своих наблюдениях пришла к выводу, что основой нормальной работы нервной системы является состояние вестибулярной системы. Вестибулярная система является главным организатором ощущений, поступающих из других сенсорных каналов – таким образом, она участвует в овладении речью. Джейн Айрес подчеркивала, что вестибулярная система отвечает за координацию и регуляцию мышечной активности невербального общения – «язык тела» и другие формы невербального общения.

 

Результатом сниженной активности вестибулярной системы часто являются нарушения артикуляции и задержки речевого развития. Дети просто не определяют сенсорную информацию, которая поступает от артикуляторных органов. В результате возникают трудности с началом и реализацией движений, требующихся для артикуляции.

 

Таким образом, Джейн Айрес на практике оценила значение состояния систем органов чувств и, особенно, вестибулярной системы для правильного развития ребенка. Так практик из глубинки предвосхитила открытие решающего значения мозжечка и нормального его функционирования для развития речи, поведения и обучения ребенка. В следующей главе мы поговорим об этой «новой роли» мозжечка. 

 

Мозжечок, а точнее, его «древняя» часть – червь, часто страдает во время родов от родовых травм и гипоксии из-за тесной близости к стволу мозга и единому (вертебробазилярному) источнику кровоснабжения.

Мозжечковые нарушения у детей первого года жизни могут возникать в результате гипоксии и родовой травмы. У детей ― снижен мышечной тонус, нарушена координация движений, заметное расстройство равновесия при попытках сидеть, вставать, стоять и ходить. Мозжечковые симптомы ― дрожание рук, нарушение координации и равновесия появляются при активных движениях. Заметить расстройства координации можно, наблюдая за тем, как ребенок тянется к игрушке, захватывает ее, подносит ко рту, сидит, стоит, ходит.

 

Дети грудного возраста с нарушением координации при попытке захватить игрушку делают много лишних движений, – это особенно хорошо видно в положении сидя. Садится такой ребенок поздно, к 10-11 месяцам. Иногда и в этом возрасте детям трудно сохранять равновесие, они его теряют, поворачиваясь в сторону, пытаясь взять предмет. Из-за боязни упасть ребенок долго не берет игрушку двумя руками; ходить начинает уже после года, часто падает. Некоторые дети с нарушением равновесия предпочитают ползать, в то время когда уже пора ходить самостоятельно.

 

Иногда у таких малышей возникают непроизвольный нистагм (ритмические, горизонтальные движения глазных яблок). Это мешает фиксировать взгляд и следить за предметами, координировать зрение и движения, ориентироваться в пространстве.

 

При мозжечковых нарушениях возможны также речевые проблемы. Неуклюжие дети, к сожалению, раньше не привлекали внимания врачей, их детально не обследовали.

 

Поскольку методы диагностики становятся все более точным, повреждения мозжечка все чаще определяются как осложнения трудных и преждевременных родов. Улучшенная реанимация недоношенных детей, а также рост количества преждевременных родов приводит к тому, что мы все чаще сталкиваемся с этой проблемой. Растет количество повреждений мозга, включая и мозжечковые повреждения.

 

Интенсивный рост червя (древнего мозжечка) происходит в поздние сроки беременности, а преждевременные роды останавливают это развитие. Частота мозжечковых кровоизлияний у сильно недоношенных детей значительно возросла: они выявляются у 15% выживших детей, родившихся с весом менее 750 граммов. Сейчас известно, как диагностировать мозжечковые травмы, и есть возможность коррекции при раннем лечении.

 

Что следует знать о мозжечке? Мозжечок состоит из «древней» части ― червя и «новой» части ― двух полушарий. «Древний» отдел связан с вестибулярными системами мозга (поддерживающими равновесие и координацию движений), а «новый» ― с полушариями головного мозга. Нарушения «древнего» мозжечка проявляются прежде всего нарушением равновесия в вертикальном положении (пошатывание, с трудом сохраняемое равновесие) и при ходьбе (походка «пьяного»). При нарушениях полушарий мозжечка страдает координация движений, возникает дрожание рук (тремор), снижен мышечный тонус в мышцах. Равновесие при этом не нарушается. Мозжечок медленно развивается в детстве и особенно раним во время родов. Более медленно развивается «новый» мозжечок.

 

В последнее десятилетие новые исследования выявили более широкие функции мозжечка: эта часть мозга вносит свой вклад и в двигательные навыки, и в умственную сферу. И то, и другое требуется для развития человеческой речи.

 

Мозжечок человека содержит больше нервных клеток – нейронов, чем все остальные части мозга (более 50%). Это самый быстродействующий в мозге механизм: он может быстро перерабатывать любую информацию, поступающую из других частей мозга.

 

В мозжечок приходит огромное количество информации от коры полушарий мозга, связанной с мозжечком примерно сорока миллионами нервных волокон (это в сорок раз превосходит количество нервных волокон, передающих зрительную информацию от глаза к коре головного мозга).

 

Мозжечок определяет скорость работы всего мозга. Так «материнская» плата компьютера задает тактовую частоту, скорость работы компьютера. Из обыденной жизни известно, что некоторые люди быстро реагируют на новую информацию, моментально находят правильные решения, но есть и «тугодумы», которые, может быть, ничуть не глупее, но соображают медленно. «Тормозные», говорят про них подростки.

 

Огромный поток информации извергается в мозжечок из других частей мозга, и мозжечок перерабатывает ее и посылает вновь к различным структурам мозга, помогая им в работе. Как мозжечок с этим справляется? Ключ к ответу дает внутренняя структура его нервных цепей, имеющая заметное сходство с принципами строения современных компьютеров.

 

Каковы основные функции мозжечка? Он «угадывает» (основываясь на предыдущем опыте или обучении) условия, необходимые для выполнения задач различными областями мозга, и автоматически создает те, что нужны для оптимальной работы.

 

Мозжечок участвует в процессе, в котором новые двигательные навыки после некоторой практики автоматизируются. Посредством такой автоматизации их выполнение улучшается. Так, серия движений выполняется с большей скоростью, большей точностью и с меньшими усилиями.

 

Мышление человека можно представить как воображаемое движение, которое также нуждается в автоматизации. Поэтому мозжечок автоматизирует и умственные операции, и, также, восприятие чувствительной (сенсорной) информации. Как и в случае с двигательными навыками, качество выполнения, опыт накапливается при обучении, при выполнении процессов автоматически, без сознательного внимания к деталям. Автоматизация умственной деятельности освобождает часть мозга для внимания к другим задачам.

 

Таким образом, усиление человеческих способностей происходит в немалой степени благодаря мозжечку и его вкладу в автоматизацию умственной активности. Все это является предпосылками для появления человеческой речи.

 

В последнее время накопилось много информации об исследованиях мозжечка (особенно его «древней» части – червя). Стало ясно, что в результате его поражений в раннем детстве может возникать синдром гиперактивности с дефицитом внимания. Этот синдром развивается примерно у 6% детей школьного возраста. Он характеризуется расстройствами эмоциональной сферы, внимания, физической координации, гиперактивностью и импульсивностью. Червь мозжечка ― ключевой узел стволовых механизмов ориентированного внимания, отвечающий за регуляцию эмоций и внимания.

 

Укачивание детей стимулирует развитие червя мозжечка. Оказывается, наши бабушки были правы, укачивая грудных детей в люльках и на руках, вопреки запретам детских врачей. Почему дети в домах ребенка раскачиваются или даже бьются головой о стенки или спинки кроватей? Таким образом, они пытаются помочь себе, стимулируя развитие червя мозжечка. Понятным становится и потребность в ритмичных танцах и музыке у подростков.

 

Сейчас появилось много программ лечебной физкультуры, направленных на стимуляцию мозжечка. Наиболее известные из них – программы DORE и Learning Breakthrough. Самой распространенной, хотя и достаточно дорогостоящей, в США и Великобритании является программа DORE. Дочь основателя программы и одноименной корпорации Вилфорда Доре страдала тяжелой дислексией, остро переживала неудачи в школе и даже была близка к самоубийству. В это время исследования профессора Никольсена из Шеффилдского университета показали связь нарушений в обучении чтению с мозжечковой недостаточностью. Доре-старший собрал команду разработчиков – и была создана программа диагностики мозжечковой недостаточности и стимуляции мозжечка методом физических упражнений. Суть этих упражнений ― тренировка равновесия, вестибулярного чувства и координации движений. Стоит упомянуть, что разработанная программа была настолько эффективна, что получила дальнейшее коммерческое воплощение, и на данный момент «ДОРЕ-центры» есть по всему миру…

 

Другая программа стимуляции мозжечковой функции методом физических упражнений Learning Breakthrough («Прорыв в обучении») более доступна. В начале 60-х годов прошлого столетия американский учитель Френк Бильго стал искать физические упражнения, которые бы повысили успехи его учеников. Он пришел к выводу, что чрезвычайно эффективна тренировка равновесия и координации движений. В результате он придумал балансирующую «доску Бильго», на которой ребенок выполняет серию упражнений. Эти программы показали высокую эффективность в лечении речевых нарушений, проблем обучения и поведения, включая синдром гиперактивности и дефицита внимания, а также умеренный аутистический синдром.

 

Дошкольный возраст очень значим для ребенка. Причина этому – развитие «нового» мозжечка, его полушарий. Мозжечок можно определить как «центр координации». Метод обучения скрипичной музыке предполагает, что занятия могут начаться рано, уже в два-два с половиной года. Однако детальной тренировкой пальцев с юными скрипачами не занимаются вплоть до четырехлетнего возраста, поскольку быстрые, тонкие движения зависят в основном от работы мозжечка. У каждого ребенка в трех-четырехлетнем возрасте заметно улучшаются моторные функции.

 

На этой стадии развития мозга отчетливее видны возможности ребенка с неврологическими проблемами. Как только активизируются новые мозговые системы, ребенка становится легче обучать новым задачам. Движения, освоенные прежде, едва ли сильно изменятся, поскольку они уже выполняются автоматически привычным для ребенка образом. Новые же задачи побуждают работать имеющийся в распоряжении здоровый мозг, приводить в действие новые мозговые системы по мере их развития.

 

В возрасте пяти-шести лет ребенок учится читать, у него возрастает речевая и интеллектуальная активность. В этот момент его подстерегает новая опасность. Дислексия – одно из наиболее распространенных нарушений, от нее страдает каждый двадцатый ребенок. Детей с дислексией трудно обучить чтению и письму. Долго считалось, что дислексия – результат нарушений центров в коре головного мозга. Но исследования, проведенные в Шеффилдском университете (Великобритания) группой профессора Никольсона, показывали, что дислексия связана с нарушениями работы одной из наиболее «примитивных» (как считали раньше) областей мозга – мозжечка.

 

Как мы выяснили, мозжечок координирует работу всего мозга и определяет скорость его работы. Еще одна функция мозжечка, регулирующая поведение, – генерация ритма, общего для всей нервной системы. Он отвечает за автоматизацию всех процессов, будь то ходьба, речь, мыслительная деятельность. В появлении многих «школьных проблем», таких как нарушение чтения (дислексия), письма (дисграфия), и особенно синдрома гиперактивности и нарушения внимания (СДВГ), плохой мелкой моторики (плохой почерк), решающую роль играет мозжечковая недостаточность. Часто эти проблемы являются результатом трудных родов, так как у ребенка при этом чаще всего страдает стволовой уровень, к которому можно отнести и мозжечок. 

Ефимов О.И. Школьные проблемы глазами врача. Отрывок из книги.

 

 

 

 

Предыдущие статьи