Корзина
8 отзывов
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬ.

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬ.

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬ.
Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность.

22.02.16

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочис­ленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Для детей с этим синдромом характер­ны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нор­мы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированности мелкой моторики. Это неумение завязы­вать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножни­цы и иголку, несформированный почерк.

 

Исследования польских ученых показывают, что двигательная активность детей с СДВГ на 25—30% выше нормы. Они двигаются даже во сне.

Любой психический процесс может быть полноценно развит только при условии сформированности внимания. Л.С.Выготский писал, что направленное внимание играет огромную роль для процессов абстракции, мышления, мо­тивации, направленной активности.

 

Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного заня­тия на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вешей. Они стараются избежать заданий, требующих длительных умствен­ных усилий. Однако показатели внимания таких детей подвержены существенным колебаниям. Если деятельность ре­бенка связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием, то они способны удерживать внимание часа­ми.

 

Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других, может без разре­шения встать и выйти из класса. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (ча­сто меняется настроение).

 

К подростковому возрасту повышенная двигательная ак­тивность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. По результатам исследо­вания Н.Н. Заваденко поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз дефицита внимания.

 

Характерной чертой умственной деятельности гиперак­тивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5—15 минут, затем 3—7 минут мозг отдыхает, на­капливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на учителя. Затем ум­ственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5—15 минут.

 

Дети с СДВГ имеют «мер­цающее» сознание, могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оста­ваться «в сознании». Для того чтобы сохранить концентра­цию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигатель­ной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Учитель требу­ет, чтобы ученики «сели прямо и не отвлекались». Но для таких детей эти два требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга.

 

В результате коррекции при помощи перекрестных, разнонаправленных дви­гательных упражнений на балансировочных досках поврежденная ткань в вестибуляр­ном аппарате может заменяться новой по мере того, как развиваются и миелинизируются новые нервные сети. В настоящее время установлено, что двигательная стимуляция мозолистого тела, мозжечка и вестибулярного аппарата де­тей с СДВГ приводит к развитию функции сознания, самоконтроля и саморегуляции.

 

Перечисленные нарушения приводят к возникновению трудностей восвоении чтения, письма, счета. Н.Н.Заваденко отмечает, что для 66% детей с диагнозом СДВГ характерны дислекция и дисграфия, для 61% детей — признаки дискалькулии. В психическом развитии наблюдаются задерж­ки на 1 ,5— 1,7 года.  

     

Кроме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью межполушарного взаимодействия и высоким уровнем адреналина в крови. Для гирперактивных детей также характерна постоянная болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение.

   

Вместе с тем гиперактивные дети часто обладают неорди­нарными способностями в разных областях, сообразитель­ны и проявляют живой интерес к окружающему. Результа­ты многочисленных исследований показывают хороший общий интеллект таких детей, но перечисленные особенности их статуса не способствуют его развитию. Среди гипе­рактивных детей могут быть и одаренные. Так, Д. Эдиссон и У.Черчиль относились к гиперактивным детям и считались трудными подростками.                

 

Анализ возрастной динамики СДВГ показал два всплеска проявления синдрома. Первый отмечается в 5—10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обуче­ния, второй — в 12—15 лет. Это обусловлено динамикой раз­вития высшей нервной деятельности. Возраст 5,5—7 и 9— 10 лет — критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внима­ние, память. Д. А. Фарбер отмечает, что к 7 годам происхо­дит смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности. Активизация СДВГ в 12— 15 лет совпадает с периодом полового созревания. Гормональный всплеск отражается на особенностях поведения и отношениях к учебе.

 

 

 

Предыдущие статьи