Корзина
8 отзывов
Моторные движения. Моторная активность. Ильва Эллнеби "Право детей на развитие". Отрывок из книги.

Моторные движения. Моторная активность. Ильва Эллнеби "Право детей на развитие". Отрывок из книги.

Моторные движения. Моторная активность. Ильва Эллнеби "Право детей на развитие". Отрывок из книги.
Новорожденный ребенок не может двигаться осознанно, но его тело управляется рядом рефлексов. Рефлекс ― это реакция, которая происходит автоматически, когда ребенок подвергается действию определенного стимула.

15.02.16

Фазы в развитии движений ребенка

 

Рефлективные движения

Рефлекс ― непроизвольное движение, порождаемое реакцией определенного органа чувств и происходящее без участия воли. Рефлексы дают ребенку его первый опыт.

 

Симметричные движения

Ребенок не может различать одиночные движения и вместо этого двигает своими руками и ногами одновременно, и даже всем своим телом. Обе руки и обе ноги движутся одновременно.

 

Произвольные движения

В то время когда ребенок активен, развивается его мозг, и ребенок увеличивает свою способность использовать волю для управления движениями.

 

Автоматические движения

Когда ребенок постоянно повторяет какое-нибудь движение, оно постепенно автоматизируется.    
Это означает, что ребенку не нужно думать о том, что он делает в данный момент, и, например, может прыгать и носиться вокруг, одновременно напевая песню. 
Автоматизация определенных движений ― это то же самое, что и координация.

Ребенок должен вначале автоматизировать свои регулярные симметричные движения перед тем как он сможет хорошо выполнять асимметричные движения, т.е. работать с левой и правой половинами тела одновременно, но с различными движениями.

Главное развитие моторной активности ребенка начинается с момента его рождения и продолжается до семи лет, того воз раста, когда ребенок почти полностью развился в его моторной активности. 
Для развития двигательной активности ребенка требуется определенное время.

Говоря о развитии ребенка, используют такие термины, как незрелая/недоразвитая моторная активность или дивергентная моторная активность. 

 

Важно иметь ясное представ­ление о значении этих концепций.   

Незрелая/недоразвитая моторная активность - это такие движения ребенка, которые являются нормальными, но с отставанием в развитии по сравнению с хронологическим возрастом ребенка.

Дивергентная моторная активность - это тот случай, когда моторика ребенка ненормальна. Причина, лежащая в основе такого ненормального паттерна движений, может оказать негативное влияние на ребенка в ситуациях, связанных с обучением.

Часто проблемы ребенка не проявляются до начала его учебы в школе, где он испытывает неспособность справиться с предъявляемыми требованиями. Множество детей приобретает низкую самооценку, когда идет в школу. Поэтому, уже в детском саду следует выяснить, каков уровень развития ребенка и предпринять шаги для стимуляции этого ребенка и помощи ему. Когда ребенок начинает обучаться в школе, персонал дошкольного учреждения должен предоставить правильную картину способностей этого ребенка, для того чтобы к нему предъявлялись посильные требования.

Те, кто наблюдает за ребенком, должны иметь информацию о рефлексах, существенных для его моторного развития. Необходимо знать нормальный срок появления какого-либо рефлекса и время его угасания. Многие рефлексы остаются в течение всей нашей жизни, подчиняясь, однако, нашему сознательному контролю.

 

Рефлексы

 

Хватательный рефлекс кисти

Данный рефлекс ― врожденный и проявляется тогда, когда какой-нибудь предмет касается ладони ребенка. Этот рефлекс начинает угасать в возрасте четырех месяцев. Когда ребенок начинает опираться рукой, данный рефлекс исчезает и ребенок приобретает умение хвататься за различные предметы.

 

Хватательный рефлекс ступни

Этот рефлекс тоже является врожденным. Он наблюдается, когда слегка прикасаются к ступне ребенка (в области первого сустава пальцев). При этом ступня делает сжимающее движение. Этот рефлекс должен угаснуть до того времени, как ребенок сможет самостоятельно ходить.

 

Рефлекс Бабинского

Он проявляется через несколько дней после рождения и тогда, когда кто-нибудь проводит ногтем пальца или чем-то подобным вдоль внешнего края ступни ребенка. 
Нога должна стимулироваться в направлении от пальцев к пятке. По этому рефлексу большой палец сгибается наружу, а остальные пальцы растопыриваются.    
Рефлекс остается до тех пор, пока ребенок не начинает учиться в школе. Если какие-нибудь следы этого рефлекса остаются в более позднее время, то ребенок может испытывать затруднения с бегом и   свободным движением.

 

Реакция амфибии

Этот рефлекс проявляется, когда ребенок лежит на животе. Когда слегка приподнимают одну сторону таза, то весь таз разворачивается. Нога с этой стороны затем сгибается во всех суставах. 
Это движение ― начало активного ползания. Реакция амфибии появляется в возрасте   6-7   месяцев и существует в течение всей жизни, но может быть сознательно заторможена.

 

Позвоночный рефлекс

Этот рефлекс можно проверить, когда ребенок стоит на четвереньках и его спина освобождена от одежды. Ребенок смотрит прямо вниз на пол перед собой. 
Быстро проведите тупым концом тонкого карандаша, вязальной спицей или чем-то подобным вдоль позвоночника ребенка вверх и вниз (на расстоянии около 1,5 см вначале слева от позвоночника, затем ― справа). Начните примерно в 10 см выше талии и двигайте карандаш/вязальную спицу ниже талии. Проверьте, двигаются ли бедра в направлении касания или двигает ли ребенок бедрами. 
Если ребенок двигает спину прямо вниз и "прогибается", то это от щекотки, а не проявление остатка данного рефлекса. Если у ребенка имеются остатки этого рефлекса, то он испытывает трудности с сидением у спинки кресла или с наличием складок на одежде в области талии. 
Позвоночный рефлекс должен нормально контролироваться с двух месяцев.

 

Симметричный тонический шейный рефлекс (СТШР)

Напряжение мышц горла влияет на положение легких. 
Данный рефлекс можно вызвать, когда голова или шея согнуты назад. Суставы рук и пальцев расправлены, кости, однако, согнуты во всех суставах. Этот рефлекс можно также вызвать, когда голова или шея согнуты вперед при согнутых суставах рук и пальцев. Ноги при этом остаются выпрямленными. 

Данный рефлекс у младенца начинает тормозиться, когда он ползает на четвереньках и перекатывается из стороны в сторону. Если рефлекс не переходит под контроль, то он помешает ребенку ползать. 
Более того, он может также привести к проблемам с положением тела и "управлением" карандашом    при рисовании и письме. 
Данный рефлекс мешает также ребенку, когда тот начинает учиться плавать и приводит к тому, что ребенок предпочитает плавать под водой. 
Он также влияет на способность ребенка делать кувырок. Некоторые дети становятся на голову, вместо того чтобы согнуть шею, это приводит к тому, что они сильно ударяются спиной при попытке сделать кувырок. 
Этим рефлексом также можно объяснить, почему некоторые дети не ползают, а "подтаскивают" тело, сидя на ягодицах.

Данный рефлекс должен подавляться в возрасте 9 ― 10 месяцев.

 

Падательные рефлексы рук

Эти рефлексы появляются в возрасте   6-7   месяцев и остаются в течение всей жизни. 
Ребенок защищает себя с помощью: вытянутых рук, когда падает из положения сидя вперед.   
Этот же рефлекс по отношению к падению набок появляется примерно в 6 ― 8-месячном возрасте, когда ребенок защищает себя рукой с той стороны, в направлении которой он теряет чувство равновесия.    Рука и кисть выпрямляются и вся ладонь опирается о пол. 
Начиная с 11 месяцев, ребенок может защищать себя, вытягивая руки назад за спину или поворачивая свое тело, если он падает назад из положения сидя.

 

Падательные рефлексы ног

Примерно с 5-месячного возраста эти рефлексы можно наблюдать, когда ребенка держат вертикально, а затем быстро опускают вниз до какой-нибудь поверхности, например кровати. Ребенок в этом случае вытягивает ноги, чтобы защитить себя подошвами ног. Этот рефлекс также остается в течение всей жизни.

 

Асимметричный тонический шейный рефлекс (АТШР)

Этот рефлекс появляется у младенца, когда его голова повернута набок и он лежит на спине. 
Рука на той же стороне тела будет выпрямлена, а другая рука ― согнута. 
Если его голову повернуть в противоположном направлении, то рисунок движения рук будет противоположный. Следует очень внимательно наблюдать за ребенком, чтобы этот рефлекс не оставался у ребенка после 4-месячного возраста, так как это может помешать ему перекатываться со спины на живот, а также класть пищу в рот и изучать различные предметы. 
АТШР может также помешать ребенку научиться ездить на велосипеде. При поворачивании головы, его руки делают непроизвольные движения и тем самым нарушают равновесие. 
В школе такой ребенок может испытывать затруднения с написанием цифр и письмом по линейкам, так как на его руки будет оказываться влияние, когда поворачивается голова. Это приведет также к затруднениям с чтением текстов.

 

Существуют различные тесты, предназначенные для проверки того, есть ли у ребенка какие-нибудь остатки АТШР.

 

Тест Джин Эйр

Пусть тело ребенка примет форму "стола", его колени и кисти рук касаются пола, руки и голова выпрямлены. Верхняя   часть ступни опирается о пол, пальцы ног выпрямлены.   
Пусть ребенок осторожно вращает головой по кругу три раз в каждом направлении. 
Если противоположная рука согнута, то у ребенка есть остатки АТШР.

 

Тестирование контроля головы.

Как можно протестировать наличие/отсутствие "контроля головы"? ("Контроль головы" означает возможность совершения всех доступных действий в трехмерном пространстве). 
Для простоты изложения сведём их к основным плоскостям ― поворотам головы направо и налево (1); наклоны головы вперёд и назад (2); нагибание головы к левому и правому плечу (3): 

1. Повороты головы направо и налево 
Положение "лежа на спине". Лицо ребёнка направлено в потолок. 
Аккуратно (двумя или одной рукой ― не суть) воздействуя на лицевую часть, поворачиваем голову ребёнка, с тем чтобы добиться контакта щеки (уха) с поверхностью. Затем голова приводится в нейтральное (начальное) положение и пассивно поворачивается в другую сторону. 
Фокус внимания ― происходит ли вовлечение туловища, рук, таза, ног?
В самом экстремально-плохом случае ― ребёнок будет сворачиваться весь набок. В самом хорошем случае ― не будет происходить ничего (кроме поворота головы, разумеется). 
Необходимо заметить, что если поворот головы возможен, то он возможен в любых положениях ― лежа, на четвереньках, сидя, стоя. Самостоятельное (мы употребляем термин "активное" ) чистое изолированное движение головы, не вовлекающее в движение плечевой пояс, руки, грудную клетку, таз и ноги. Можно также заметить, что поворот головы не приводит к потере равновесия и нарушению баланса тела.

 

2. Наклоны головы вперёд и назад

2.1. Наклоны головы вперёд 
Положение "лежа на спине". Лицо ребенка направлено в потолок. 
Одна рука накладывается на затылочную часть ― область между шеей и макушкой (ближе к макушке), другая контролирует туловище. Производим пассивный наклон ― стремимся "воткнуть" подбородок в грудь. Выполняем несколько раз. 
Фокус внимания ― вовлечение рук; ось вращения (при "контроле головы" ось вращения должна проходить через С7 (седьмой шейный позвонок), а не через нижние рёбра); точку приземления подбородка ― в идеале он должен "втыкаться" в место крепления ключиц и грудины; и происходит ли "раздувание" туловища на уровне нижних ребёр (в норме ― не должно происходить).

2.2. Наклоны головы назад 
Осуществляется с помощью подъёма "под спину ". Двумя руками осуществляем захват туловища со стороны спины (контролируя перемещения ребёнка) и приподнимаем туловище. 
Фокус внимания ― удерживается ли голова; ось вращения (нормальный контроль головы соответствует оси вращения, проходящей через шею, а не через спину на уровне ребер); оцениваем "выпирание" трахеи; раздувание шеи (мышечной массы, так называемого "bulge"). 
Этот же тест возможно выполнять на боку, что практически всегда затруднительно ― ибо редкий ребёнок с ДЦП лежит устойчиво на боку; и сидя, что требует изысканного мастерства в контроле над ребёнком. 

3. Нагибание головы к левому и правому плечу
Положение "лежа на спине". Двумя руками берём ребенка за голову и производим пассивные нагибания головы к плечам ― стремимся коснуться правым ухом правого плеча, и затем левым ухом левого плеча. 
Фокус внимания ― возможно ли изолированное движение головы, происходит ли вовлечение туловища (грудной клетки, таза, ног, рук) в движение головы. В норме движение должно быть полностью и однозначно независимым. 

 

Паттерны движения

Дети во всем мире любопытны. Для младенца все, что его окружает, ― это то, что нужно открыть. 
Его любопытство возбуждают различные новые вещи, которые он видит или различные звуки, которые он слышит. Дети обучаются путем активного поведения и, чем больше они тренируют какое-нибудь движение, тем совершеннее они его выполняют, к сожалению, в этом отношении не существует "сокращений" и если ребенок во время первых месяцев жизни пропустил какую-то стадию движения,    то следует выяснить причину этого и обучить его тому, что он пропустил. Невозможно компенсировать   такой пропуск с помощью более сложных паттернов движения.     

Хорошо тренированное автоматическое движение формирует основу для следующего,    более сложного движения.

Это, однако, не означает, что ребенок, который, например, не ползал, не сможет обучиться новым движениям. Важно то, чтобы ребенок развил хороший "сквозной паттерн", для того чтобы последующие движения могли быть автоматизированы и сформирована основа для более сложных движений.

Когда новорожденный ребенок лежит на животе, он пытается поднять головку, но она слишком тяжела для него, поэтому он опять ее опускает. Ребенок поворачивает головку набок, чтобы можно было дышать. Первое, чему ребенок обучается, лежа на животе, это выпрямлять шею и поднимать голову.   Постепенно он может поднимать верхнюю часть тела, опираясь на предплечья. Теперь ребенок может видеть, что происходит вокруг и какие разноцветные предметы лежат перед ним.

Когда ребенок научится удерживать голову и верхнюю часть своего тела, он может выпрямиться, чтобы дотянуться до того что он видит и хочет. Ребенок может хватать различные предметы и удерживать их. Поэтому для ребенка важно лежать на животе, так как именно таким образом ребенок может открыть ту часть мира, которая находится перед ним. Ребенок может также делать это, лежа на спине; он может протянуть руки к предметам, находящимся рядом с ним или висящим вблизи от него. 
Ребенок исследует их с помощью осязания, обоняния, а также на вкус и с помощью слуха. 
Лежа на спине, младенец однажды " открывает" свои руки и   начинает играть с ними. Точно таким же способом он "открывает" свои ноги. После длительного этапа обучения ребенок в состоянии координировать свои визуальные впечатления с движениями.

 

Движения

Перекатывание

Первое движение всего тела ― перекатывание. Часто оно происходит вначале по ошибке, когда ребенок лежа на животе теряет равновесие и падает на спину. Ребенок обучается перекатываться с боку на бок и может затем дотянуться до предметов, находящихся немного дальше.

 

Рефлекс Ландау

Перед тем как ребенок научится вращаться, его часто можно заметить лежащим на животе и поднимающим свою голову, руки и ноги так, что он балансирует только на животе, покачивая головой. Это происходит с помощью рефлекса Ландау. Это может также происходить рефлекторно, когда ребенок поднят вертикально вверх в воздух. В этом случае он расправляет руки и ноги, как крылья, так что тело подобно корпусу самолета. После примерно 15-месячного возраста этот рефлекс больше не проявляется. Ноги становятся слишком тяжелыми и теперь от мускулов ребенка требуется сила. Некоторые дети с замедленным моторным развитием испытывают затруднения с переходом в "летающую позицию", что, по-видимому, связано с отсутствием рефлекса Ландау.

Предполагается, что данный рефлекс позволяет ребенку поднимать ногу, когда делается грудной удар.

 

Извивание

Это следующее движение, которое должно развиться, когда ребенку дают лежать на животе.    
Как правило, происходит так, что ребенок тянется за чем-либо и одновременно делает бьющее движение ногой, что позволяет ему протянуть вперед ручки. Обычно это желание ребенка,    инициирующее спонтанное движение. Извивание тренирует ползание, бег и удары по мячу. Исключительно важно, чтобы ребенок имел возможность для обучения этому, чтобы он научился крестообразному движению с участием рук и ног. 

 

Ползание                                                                                        
Когда ребенок научится извиваться, он начинает ползать.   
Некоторые дети пропускают эту стадию и могут вместо этого подтягивать себя, сидя на ягодицах. Однако это не тренирует крестообразного движения, которое очень важно для большинства других движений, появляющихся позже. Существует множество причин для стимуляции ползания ребенка.   Ползание тренирует мускулы шеи, перекрестный паттерн    движений, ритм ползания, мускулы глаз, способность глаза фиксироваться на предмете и чувство равновесия. 
Во время данной стадии ползания тренируются также падательные рефлексы, необходимые для поддержания хорошего равновесия.

 

Вставание

Когда ребенок встает из положения лежа на спине, он вначале перекатывается на руки, становится на колени и ставит ступни на пол, опираясь одновременно о пол руками. Чтобы встать тем способом, которым это делают взрослые, требуется более развитое чувство равновесия. Обычно это недоступно ребенку до 4,5 лет.

 

Ходьба

В период между 11 и 18 месяцами ребенок обычно начинает ходить. Первоначально он наклоняется вперед и движется так быстро, что кажется будто бы он начал бежать, перед тем как он начнет ходить. Медленная ходьба требует развитого чувства равновесия.

Вначале ребенок ходит ради обучения самой ходьбе, но затем постепенно его походка начинает управляться мотивацией достижения определенного места. 
Весь процесс от первого шага ребенка до того момента, когда он сможет ходить, поддерживая хорошее равновесие, с вращением в позвоночнике, естественным покачиванием рук и хорошим развитием ступней ног, занимает около трех ― четырех лет. Хорошее развитие ступней обозначает, что вначале на землю ставится пятка, далее движение перекатывается по всей ступне вперед и носок ноги отрывается от земли самым последним.

 

Прыжки

В 2,5 года ребенок начинает отрывать ноги от земли, когда он прыгает и при этом держится за взрослого. Прыжки с трамплина являются трудным движением, которому нужно тренировать. Редко дети могут делать это до пяти лет. Это движение нужно тренировать вновь и вновь, пока оно не станет автоматическим. Вначале ребенок должен учиться прыгать по полу двумя ногами и постепенно переходить на одну ногу. Если вы понаблюдаете, то увидите, что легче прыгать вперед, чем на одном месте. Превосходным видом снаряже­ния является батут, но вначале ребенок должен прыгать на   твердой поверхности. Когда ребенок овладевает такими движениями, батут очень хорош для тренировки чувства мускулов и суставов и чувства равновесия.

До того как ребенок научится прыгать через скакалку, он может практиковаться в прыжках с хула-хупом (обручем). Прыжки через скакалку подразумевают умение координировать движения рук и ног. Это трудно, когда ребенок только учится это делать и когда его руки часто скрещиваются перед   телом. С хула-хупом ребенок может сконцентрировать свое внимание на движениях ног.

"Прыгающий шаг" является последним движением, которое   изучает ребенок и которое должно тренироваться самым последним. Для выполнения такого движения ребенок должен часто практиковаться в перекрестных паттернах движения.

 

Бег

Ребенок, который не может свободно бегать, должен тренировать беговые паттерны движения: извивание, ползание, прыжки на двух ногах, прыжки на одной ноге (как на левой, так и на правой). Только тогда ребенок будет в состоянии оторвать свое тело от поверхности так, как это требуется для   бега.

 

Развитие моторики движения

0-1 месяц:
Когда младенец лежит на спине, все суставы рук и ног согнуты. Все его тело движется одновременно. Если голова младенца наклоняется в какую-либо сторону, то и все его тело движется туда тоже. 
Если его поднять за ручки вверх, то его голова свободно наклоняется назад. 
Если прикоснуться к суставам пальцев его ног, то все пальцы сгибаются (хватательный рефлекс ступни). Большой палец ноги сгибается вверх, если провести по внешней стороне подошвы ноги в направлении пятки. 
Когда ребенок лежит на животе, он самостоятельно поворачивает голову в какую-нибудь сторону, если ему нужен отдых. 
Лежа на животе, ребенок может на короткое время поднять голову. Когда ребенка держат вертикально вверх так, чтобы его ноги касались твердой поверхности, он делает "шагающие движения".

 

3 ― 4 месяца:
Когда ребенок наклоняет голову в сторону, его тело больше не движется вместе с головой. Голова может наклоняться в сторону без того, чтобы рука с этой стороны выпрямлялась, а противоположная рука сгибалась. Хорошее равновесие головы. 
Когда ребенок лежит на   животе, он может поддерживать себя, опираясь на предплечья. Перекатывается из положения лежа на боку на спину и наоборот. 
Делает небольшие прыжки, если его держат вертикально вверх и касается твердой поверхности. 
Сидит на коленях у кого-нибудь при небольшой поддержке спины. 
Когда лежит на животе, поддерживает себя на выпрямленных руках. 
Принимает вес тела на ноги, если его быстро опустить вниз так, чтобы он коснулся поверхности. Перекатывается с живота на спину.

 

8-9 месяцев:
Сидит в течение длительного времени на полу с прямой спиной. Может ползать на животе. 
Стоит, если его поддерживают. Сидит на пятках. Защищает себя с помощью вытянутых рук, если падает вперед или набок. Извивается. Ползает.

 

1 год:
Защищает себя при падении. Стоит некоторое время без поддержки. Делает свои первые шаги.

 

1 год и 6 месяцев:
Стоит и ходит самостоятельно с широко расставленными ногами. 
Садится. Встает (перекатываясь на живот). Становится на колени. 
Приседает на корточки и опять встает.

 

2 года:
Движется назад. Бегает и останавливается во время бега. Поднимается вверх по лестнице. 
Движется в сторону. Ходит на коленях, не опираясь на руки. Ударяет по мячу. 
Прыгает, если его держат за руки.

 

2 года и 6 месяцев:
Ходит, расставляя ноги не так широко, как раньше.

 

3 года:
Хорошо ходит. Прыгает, держа обе ноги вместе.

 

4 года:
Прыгает в длину (около 25 см). Перепрыгивает через препятствие, например, канаву или яму. 
Хорошо бегает. Может пройти, сохраняя равновесие, по широкой линии. Ударяет по мячу. 
Сидит тихо, сконцентрировав внимание на чем-нибудь. 
Стоит на одной ноге в течение 3 ― 5 секунд. Поднимается вверх и опускается вниз по лестнице, не держась ни за что.

 

5 лет:
Ходит расслабившись, руки свободно свисают. Стоит на одной ноге без поддержки. 
Встает из положения лежа на спине, как это делают взрослые. Прыгает в длину (около  60 см).
Прыгает вперед на одной ноге. Делает высокий прыжок на трамплине. 
Ударяет по мячу на бегу. Взбегает вверх по лестнице.

6 лет:
Совершает высокие прыжки   на трамплине. Стоит на одной ноге в течение 8-10 секунд с закрытыми глазами. Прыгает в длину (около 75 см).

 

7 лет:
Хорошо развитые движения и моторная деятельность, свободно управляет телом. 
Прыгает в длину (около 1 метра). Прыгает в высоту (около 10 см). 
Может ходить вприпрыжку. Подпрыгивает. Стоит на одной ноге. Делает кувырок через голову.

Возрастные категории являются приблизительными вехами того, где находится ребенок в своем развитии.

 

Что помогает развивать моторику?

Ребенок хорошо тренируется, когда у него есть возможность двигаться каждый день ― предпочтительно во дворе. У ребенка существует спонтанная потребность в движении и есть множество игр, в которых можно реализовать эту потребность.   

 

Ребенок, которому не разрешают двигаться, не сможет также заставить себя сидеть спокойно.

Для прогулок на улице не нужны какие-то специальные игрушки. Например, в проекте, связанном с беспризорными   детьми, все "снаряжение" состояло из вымощенного двора с двадцатью старыми автомобильными покрышками, с которыми дети придумывали много хороших игр. Они бегали и катали эти покрышки, перепрыгивали через них, прыгали внутрь покрышек и наружу, укладывали их в ряд и прыгали различными сложными способами.

Дети соревновались в беге и прыжках. Они стояли, опираясь на стену руками, как лицом, так и спиной к стене. Они играли в разные игры с прыжками, выполняемыми в различном ритме. Они играли в игры, включающие пение песен, ударяли и бросали мяч.

Дети любят возбуждение и для них может быть очень большим удовольствием справиться с "бегом с препятствиями". Можно также разработать краткую программу для детей, которую они бы выполняли несколько раз в неделю (конечно, эта программа должна быть адаптирована к тому, что в состоянии делать дети различного возраста (см. выше)).

 

Программы моторных движений

Такие программы моторных движений, составленные с учетом возраста ребенка, рекомендуется использовать несколько   раз в неделю.

 

О ― 1 месяц

• Сгибать и выпрямлять руки и ноги ребенка. Подтягивать ребенка вверх, держа его за руки. Делать его ногами движения, имитирующие езду на велосипеде.

• Хлопать в ладоши.

• Катать его.

• Ползти к чему-либо.

 

1-2   года

• Перекатываться.

• Ползать как кошка или собака.

• Садиться/вставать.

• Ходить медленно/прыгать.

• Кружиться.

 

2 ― 3 года

• Медленно ходить/ходить притопывая. 

• Ходить и хлопать в ладоши.

• Пробивать мяч через комнату.  

• Ходить задом наперед.  

• Играть в змей и извиваться на полу.

• Прыгать под музыку.

 

4 ― 5 лет

• Бегать вокруг комнаты.

• Стоять на одной ноге.

• Играть в "самолет" на кресле (выпрямленные руки, ноги и голова).

• Прыгать/ходить задом наперед.

 

6 ― 7 лет

• Сворачиваться калачиком.

• Ходить прямо, как солдаты, и размахивать руками.

• Ходить на цыпочках.

• Ходить на пятках

• Бегать.

• Прыгать.

• Прыгать в длину.

• Прыгать в высоту.

• Ходить по туго натянутому канату.

После такой программы приятно иметь возможность полежать, расслабившись, на полу и послушать музыку или лежать и слушать чье-нибудь чтение вслух или пение.

 

Игры:

• "Музыкальные кресла" .

• "Кошки-мышки" .    

• "Самолеты" (лежать на ящике, распрямив руки и ноги).

• Толкание тачки.

• Выполнять отжимания (от пола).

• "Сделай это, сделай то" .

• "Пережимание" рук.

• "Лягушата" .

• "Салочки с деревом".  

• "Салочки в парах" .

• Бегать и останавливаться.

• Прыжки в мешке.

• Прыжки через скакалку.

• "Старик" .

• Игры с мячом. "Жмурки" .

• Кувырки через голову.

• Ползать, извиваясь, как змеи.

Эти игры могут быть также включены в рассказ, содержащий все движения, которые должен изучить ребенок. Однако важно помнить, что нужно наблюдать за тем, как ребенок   выполняет движения и помогать ребенку учиться этому.

 

Ильва Эллнеби 
ПРАВО ДЕТЕЙ НА РАЗВИТИЕ 
/
Эллнеби И.; Пер. со шведск. Роббинг К.; ― Мн.: УП «Технопринт», 2004. – 124 с., ил. 

Книга повествует о том, как дети могут получать поддержку и стимуляцию с помощью игр и творчества. Это пособие предназначено главным образом для персонала детских учреждений. Автор книги – специальный педагог и логопед.

Источник: Содержание книги "Право детей на развитие", Ильва Эллнеби

Предыдущие статьи