Корзина
8 отзывов
Ильва Эллнеби "Право детей на развитие". Отрывок из книги. Ощущение суставов и мускулов. Кинестетическое восприятие.

Ильва Эллнеби "Право детей на развитие". Отрывок из книги. Ощущение суставов и мускулов. Кинестетическое восприятие.

Ильва Эллнеби "Право детей на развитие". Отрывок из книги. Ощущение суставов и мускулов. Кинестетическое восприятие.
Книга повествует о том, как дети могут получать поддержку и стимуляцию с помощью игр и творчества. Это пособие предназначено главным образом для персонала детских учреждений. Автор книги – специальный педагог и логопед.

12.02.16

Ощущение суставов и мускулов. Кинестетическое восприятие

Кинестетическое чувство называется также чувством суставов и мускулов, как глубинное чувство, так как чувствительные клетки локализованы глубоко внутри тканей по контрасту с чувствительными клетками, дающими сигналы осязанию.

"Кинестезия" ― слово греческого происхождения, означающее "чувство движения".

Человек может чувствовать, например, согнута или выпрямлена у него рука или же нога, не глядя на нее. Если бы у нас не было кинестетического чувства, то мы бы двигались медленно и неуклюже, постоянно должны были бы проверять правильность наших движений.

Когда ребенок обучается чему-то новому, например, держать теннисную ракетку или карабкаться на дерево, взрослые либо говорят ему, что делать, либо демонстрируют с помощью своих собственных движений.

Пока ребенок тренируется, все его движения и позы являются осознанными, так как он вынужден думать о том, что он делает. Движения становятся автоматическими при их повторении и ребенку больше не нужно думать о том, как ездить на велосипеде, плавать или бить по мячу. 
У кинестетического чувства хорошая "память" и, после того как какие-то навыки приобретены, ощущение движений продолжает оставаться.

Наше кинестетическое чувство может также "помнить", насколько тяжелым является какой-то предмет и, в связи с этим, соответственно адаптировать мускульную силу. 
Для многих людей легче запоминать вещи кинестетически, чем интеллектуально, например коды открывания дверей, коды автоматических банкоматов, комбинации замков, игру на пианино, печатание на машинке и т.п. 
Такие навыки находятся на "кончиках пальцев" людей, а не в их интеллектуальной памяти.

Кинестетическое мускульное чувство и чувство суставов стали очень существенными для школьной работы благодаря Рудольфу Лабану (родился в 1879г.) ― учителю движения и хореографу в Германии и Англии. 
По Лабану, ребенок с замедленным моторным развитием должен научиться вначале узнавать свое тело, чтобы быть в состоянии хорошо им управлять. Финальной стадией для ребенка является обучение тому, как двигаться ритмично, не думая о том, как ему это нужно делать. 
 

Эти принципы основываются на обучении  ребенка следующему:

• что именно движется, какие части тела;

• где в пространстве и на какой высоте происходит движение;

• как выполняется движение, с какой силой, с какой скоростью.

Можно сказать, что Рудольф Лабан разработал "педагогическую гимнастику", в которой осознание своего тела является самым главным требованием. Эти идеи принесли пользу многим преподавателям гимнастики. Сегодня важность развития деятельности для обучения другим навыкам понимается более широко, и дети с различными затруднениями развития часто занимаются в школах специальными гимнастическими упражнениями.

 

Чувство суставов и мускулов связано также с:

• знанием человеком того, как выглядит и ощущается его тело;

• знанием того, как называются различные части тела;

• осознанием разницы между напряжением и расслаблением (релаксацией);

• способностью чувствовать различный вес разнообразных предметов;

• ощущением того, как может двигаться тело;

• пониманием и осознанием различных направлений;

• пониманием времени;

• ориентировкой в пространстве;

• ощущением того, что у тела две половины;

• наличием доминирующей половины тела.

 

Восприятие тела.

Развитие кинестетического восприятия ребенка должно основываться на восприятии им своего тела. Для того чтобы побольше узнать о том, как ребенок воспринимает тело, нужно попросить его нарисовать человека. 
Ребенок рисует только то, что он знает, и такие рисунки показывают, приобрел ли ребенок знание о какой-то конкретной части тела. 
Кто-то из   детей, возможно, нарисует огромные, явно диспропорциональные уши, в то время как другой ребенок нарисует огромные зубы и т.д. Дети рисуют для того, чтобы показать свой собственный опыт, как положительный, так и отрицательный. Поэтому, взрослые должны позволить им с самого раннего детства пользоваться цветными карандашами и бумагой.

Начиная с 18-месячного возраста, ребенок видит, что он может нарисовать линию. Это порождает в нем желание пытаться рисовать каракули на всем, что ему подворачивается под руку. От простого рисования линий ребенок переходит к рисованию окружностей. Постепенно окружности становятся рисунками, возможно, человека. Ребенок рисует руки и ноги как палочки. Такую фигуру называют "цефалоподом". 
К 5-летнему возрасту большинство детей рисуют более подробно и с помощью своих рисунков рассказывают истории. Рисунок может, таким образом, дать представление об уровне языкового развития ребенка.

 

Восприятие направления

Перед тем как ребенок научится читать или писать, его нужно выучить направлению чтения. 
Ему также необходимо обладать некоторым восприятием направления, чтобы быть в состоянии различать буквы А и Б и ориентироваться в помещении, на улице или при движении.

 

Восприятие пространства

Такое восприятие необходимо для того чтобы уметь ориентироваться.

Дети часто пытаются самостоятельно исправлять свои недостатки. Если мы будем к ним внимательны, то нам удастся выяснить, в какой именно помощи они нуждаются, и предоставить им эффективные средства. У трехлетнего Толи, например, было плохое восприятие тела и плохое чувство равновесия. Он постоянно хотел носить тяжести и все время переносил все тяжелые вещи, которые только мог найти. Мы дали ему тележку, которую он не мог перевернуть и которую он мог наполнить тяжелыми предметами и толкать. Ему также разрешили "строить", используя тяжелые материалы, и, так как он жил возле леса, ему разрешили подолгу находиться на улице и играть, "сражаясь" с природой.

Оптимальная возможность для занятий по улучшению восприятия тела ребенком ― это игры, позволяющие ребенку узнать свое тело, например, бросать друг другу мяч, указывать на какую-либо часть тела и спрашивать, как она называется. Ребенок ощущает часть своего тела, когда до нее дотрагиваются. 
Когда ощущение мускулов и суставов не срабатывает, ребенок испытывает затруднения с ощущением напряжения и релаксации. Такому ребенку также может быть трудно хлопать в ладоши и шагать.

В средней группе раз в неделю мы проводили специальные занятия по пению и движению. 
Пятилетняя Лиза очень сильно огорчалась, когда мы пели песни, в которых надо было одновременно хлопать в ладоши. Ее движения были чересчур резкими, отрывистыми и нескоординированными, и мы видели, что она страдает от того, что не может вовремя хлопать в ладоши. 
Мы начали учить ее, как нужно делать это сознательно. Рядом с ней садился взрослый, полуобняв ее, взяв ее руки в свои так, что они могли выполнять движения вместе. Хотя она вначале делала это неохотно, но затем, когда она заметила, что может справиться с хлопаньем в ладоши, то решила принимать участие во всех наших занятиях по пению и движению.

Давая ребенку возможность ощутить конкретное движение через движение взрослого, мы помогаем ему почувствовать, каким должно быть это движение.

Детей можно научить в очень раннем возрасте, помогая им хлопать в ладоши, петь песни с движениями, позволяя им сидеть у кого-нибудь на коленях и ощущать, как мы отбиваем ритм или хлопаем в ладоши. Детям может также принести пользу игра в "переноску" нетяжелых предметов, так как это помогает развивать чувство мускулов и суставов.

Ребенку нужно использовать подражание, чтобы он мог научиться чему-либо. "Подражать" ― означает делать движения, принимать позы и воспроизводить звуки, аналогичные тем, которые делает другой человек. Копирование звуков является началом языкового развития. Ребенок узнает, как выглядит и функционирует его тело. Он узнает, как понимать различные положения в пространстве и различные направления. Он учится узнавать чувства и других людей.

Когда ребенок учится подражать, он учится копировать: делать какие-то вещи, подобные тому, что он видит, рисовать, строить что-то из кубиков особым способом, поворачивать свои руки так же, как кто-то другой. Используя чувство мускулов и суставов, ребенок может учиться движениям. Он "чувствует", как это должно происходить с его телом. Ребенку нужно вначале научиться копировать что-то с помощью своего тела перед тем, как он сможет копировать в школе цифры и буквы.

Способность к подражанию зависит от того, как функционирует чувство мускулов и суставов. Способность к подражанию, в свою очередь, важна для способности копировать, которая, в конечном счете, необходима для обучения. Трудные движения не могут хорошо выполняться, если не функцио­ нируют кинестетическое восприятие, чувство мускулов и суставов. Можно сказать, что чувство мускулов и суставов явля ется базисом для моторного/перцептуального развития.

 

Можно ли компенсировать плохую кинестетику? 
Да, при помощи зрения и интеллекта человек может понять, как функционирует какой-либо объект и как следует пользоваться руками, чтобы сделать то, что он намеревается сделать. 
Однако, при этом движения никогда не становятся такими простыми и очевидными, как в том случае, когда чувство мускулов и суставов предоставляет мозгу правильную информацию.

 

Названия частей тела, которые ребенку нужно знать:

• Голова, лицо, глаз, ухо, нос, рот, язык, зубы, волосы.

• Шея, затылок, грудь, спина, плечо, рука, локоть.

• Кисть, пальцы, ноготь.

• Нога, колено, стопа, пятка, палец ноги, щека, лоб, живот, попа (или какое-нибудь другое выражение, которое использует ребенок)

Когда ребенок выучил эти названия, он может выучить названия различных пальцев руки, а также большого и маленьких пальцев ноги.

Несколько более трудные части тела:

• Бровь, веко, ресницы, подбородок, губы.

• Корпус, бедро, пупок, запястье, ладонь.

• Подмышка, бедро (ляжка), голень, лодыжка, подошва.

Еще более абстрактные термины:

• Сердце, легкие, система кровообращения, зрачок.

• Мозг, ребро, коленный сустав, горло.

• Скелет, вены, голеностопный сустав, небо.

 

Развитие кинестетического восприятия

0-1 месяц:
Распознает лицо матери.

3 ― 4 месяца:
Смотрит на свои пальцы и играет ими, лежа на спине.

5-6 месяцев:
Играет с пальцами ноги. Прикасается к лицам мамы и папы.

8-9 месяцев:
Получает удовольствие от познания окружающего мира, например, когда его носят на руках или возят в детской коляске.

1 год:
Любит бросать перед собой различные предметы. Может подражать ряду движений (хлопать в ладоши, например). Ползает в определенном направлении (направление, пространство).

1 год и 6 месяцев:
Начинает отдавать предпочтение одной из рук. Карабкается вверх и вниз по ступенькам и мебели.   Может преодолевать препятствия.

2 года:
Знает около 10 различных частей тела (когда спрашивают: "Где у тебя...?). 
Понимает слова типа "выйти" и "войти". 
Когда попросят, может протянуть руку или ногу.

2 года и 6 месяцев:
Знает около 15 частей тела. 
Если кто-нибудь попросит, то ребенок может: ползать под столом; перебираться через палку; встать на что-нибудь; покружиться; встать рядом с чем-то или кем-то.

3 года:
Знает около 20 частей тела.  
Знает свой собственный пол. 
Понимает такие слова, как "вверх", "вниз", "в сторону", "в", "на", "над", "под".

4 года:
Ползает под чем-либо, не ударяясь головой. 
Ощущает разницу в весе. 
Подражает своим телом чьим-нибудь движениям.

5 лет:
Растягивается во всю длину тела и сворачивается калачиком. 
Когда попросят, может: пойти вперед, пойти назад, пойти в сторону, встать перед чем-либо, встать позади чего-либо.   
Хорошо копирует движения.
Напрягает и расслабляет   тело.

6 лет:
Знает около 30 различных частей тела. 
Может определить, что находится посередине помещения.

7 лет:
Контролирует мускулы лица, например, может закрыть один глаз, может сделать довольное, сердитое   или грустное выражение лица. 
Может маршировать.   
Различает право и лево.   
Копирует более сложные движения. 
Знает разницу между напряжением и расслаблением.

Возрастные категории являются приблизительными вехами того, где находится ребенок в своем развитии.

 

Что помогает развивать ощущение суставов и мускулов?

Кинестетическое восприятие, подобно моторному движению, хорошо тренируется на открытых пространствах, таких, как площадка с песком, лес, поле или пляж возле воды. 
Ритм также представляет для тела идеальные возможности открытия движения и чувства тела. 
Так как дети нуждаются в дополнительной стимуляции в этой области, то я бы хотела, чтобы упражнения по развитию ритма проводились еженедельно.

При составлении программы по ритмике нужно очень четко обучать каждому движению, делать это медленно и изучатьть за один раз только одно движение. Вначале обучайте детей движениям без музыкального сопровождения, а затем, когда они хорошо выучат движение, добавляйте музыку. Позаботьтесь, чтобы в помещении для занятий было большое зеркало и дети могли все время видеть свое тело. Не забывайте о спине. Трудно работать с телом ребенка, который никогда не видел себя в зеркале, и, следовательно, не имеет ни малейшего представления о том, как он выглядит. 
Это известно только его друзьям.

Одним из эффективных способов узнать свое лицо является рисование автопортрета. Детям нужно и чувствовать, и видеть, как они выглядят; как выглядят их глаза, где расположен их нос, какого цвета у них лицо и т.д.

Во время дневных занятий дети могут получить "дозу" кинестетического восприятия. Для этого называется имя ребенка, даже самого младшего возраста, в то время, как вся группа ритмично хлопает в ладоши или бьет в барабан, который пускается по кругу. Вместо этого обычно персонал дошкольного учреждения называет число месяца, хотя только немногие дети являются достаточно развитыми для восприятия этой информации.

Различные типы игр с пальцами также обеспечивают хорошую тренировку для чувства мускулов и суставов, поэтому в дневное занятие должна быть включена какая-нибудь игра с пальцами.

 

Другие виды стимуляции чувства мускулов и суставов

• Качание ногой.

• Скакание на деревянной палочке ― лошадке.

• Игра с сырыми и вареными спагетти, жесткими/мягкими .

• Игра с пальцами.

• Игра в мяч.

• Игра с воздушными шарами.

• Сортировка различных тяжелых предметов.

• Качание на качелях.

• Игры, в которых нужно идти вперед, назад и в сторону.

• Ходьба перед или позади кого-нибудь.

• Таскание предметов вверх и вниз.

• Танцы вблизи и вдали от партнера.

• Прыжки высоко и низко.

• Прыжки далеко и близко.

• Перетягивание каната.

• Изображение в воздухе различных предметов (моделирование).

• Обведение контуров друг друга на бумаге, обведение ладони и стопы.

• Рисование толстых/тонких линий.

• Рисование толстым куском мела/тонким карандашом.

• Расслабление и прослушивание музыки.

• Размещение предметов в одном и том же направлении   (тренирует чувство направления).

• Игра в лошадей, которые бегают, и в собак, которые ходят.

• Быстрое/медленное сворачивание калачиком.

• Ходьба, как это делают тяжелые тролли, танцы, как это делают легкие эльфы.

• Принятие такого положения тела, чтобы стать круглым, как мяч, и таким прямым, как палка.

• Имитация различных животных путем движения.

• Различные прыжки и различные ритмичные движения.

• Работа с глиной, тестом.

• Движение под музыку.

• Разрезание чего-либо.

• "Жареная рыба".

• "Жужжи ― жужжи шмель".

• "Игра в шарик" .

• Прыжки на батуте.

• Пение песен с движениями.

• Набирание песка в различные по размеру ведерки, чтобы почувствовать различный вес.

• Игра в статуи/качели (взявшись за руки вращают по кругу один другого и затем остаются в том положении, в котором приземлились).

• Игра в "Сделай это, сделай то" .

• "Делай, как я" (это эффективная игра, например, для того, чтобы вся группа держалась вместе, когда вы, например, возвращаетесь с пикника или экскурсии. Помните, что движение нужно выполнять до тех пор, пока все дети в состоянии их делать).

• Катание тачки (с одним колесом). Тренирует силу, равно весие, баланс.

• Пролезание в танце под канатом, который постепенно опускается до земли.

 

Помните, что нужно также работать в направлении "по диагонали" через комнату для тренировки ритма и движения.

 

Ильва Эллнеби 
ПРАВО ДЕТЕЙ НА РАЗВИТИЕ /
Эллнеби И.; Пер. со шведск. Роббинг К.; ― Мн.: УП «Технопринт», 2004. – 124 с., ил. 

Книга повествует о том, как дети могут получать поддержку и стимуляцию с помощью игр и творчества. Это пособие предназначено главным образом для персонала детских учреждений. Автор книги – специальный педагог и логопед.

Источник: Содержание книги "Право детей на развитие", Ильва Эллнеби

Предыдущие статьи