Корзина
8 отзывов
Связь проблем обучения ребенка с его сенсомоторным развитием.

Связь проблем обучения ребенка с его сенсомоторным развитием.

Связь проблем обучения ребенка с его сенсомоторным развитием.
Прежде всего нарушение моторики сказывается на письме и чтении, но сложности могут возникнуть и при обучении счету и другим дисциплинам.

01.04.15

Нейролог и феноменолог П. Мескер разработал на основе наблюдения за детьми теорию сенсомоторного развития ребенка от рождения до 7 лет. Он описывает стадии развития, которым присуще преобладание различных конкретных типов движений. Такие типы движений появляются в связи с возникновением рефлексов, сопровождающих определенные движения. Рефлекс - это неприобретенная, непосредственная реакция на раздражитель.

В то время как ребенок овладевает своим телом, происходит переход от рефлекторных движений к осознанным движениям и поступкам. Из этой теории становится очевидным, что ребенок будет писать зеркально буквы, пока его сознание недостаточно пробуждено в различении "левого" и "правого". Теория Мескера говорит и о связи других проблем обучения ребенка с его сенсомоторным развитием.

В ходе наблюдений за развитием движения у детей Мескер выделил различные стадии движения, а именно:
- движения раскачивания, или так называемые "движения хобота";
- симметричные движения;
- латеральные (боковые движения).

С каждой стадией моторного развития сопряжено развитие определенных способностей в переживании пространства. Если одна из стадий пройдена недостаточно хорошо или пропущена, у ребенка возникают специфические проблемы с переживанием пространства. Это проявляется не только в большом, например, в пространственной ориентации в доме или в классе, но и в малом, в частности при запоминании формы буквы при чтении или письме. Различные виды ошибок, которые допускают дети, сплошь и рядом указывают на то, что одна из двигательных стадий пройдена недостаточно хорошо. Неправильное написание букв, являющихся как бы зеркальным отражением друг друга по горизонтали или по вертикали, имеет различные причины.

Если ребенок плохо прошел одну из двигательных стадий развития, это сильно отразиться в дальнейшем на письме и чтении, на узнавании, различении и внутреннем переживании букв. Развитие моторики ребенка в возрасте около 7 лет достигает такого уровня, когда может уже служить процессу обучения. Если же двигательное развитие проходило недостаточно хорошо, это отразится на протекании учебного процесса, приведет к возникновению тех или иных трудностей в учебе.

Следующие наблюдения в классе говорят нам о том, что ребенок нуждается в оценивании и диагностике проблем:

1. ребенок пишет, подпирая голову рукой;
2. ребенок постоянно смотрит на доску при письме;
3. ребенок постоянно ведет себя беспокойно и мешает классу;
4. ребенок беспомощно стоит на игровой площадке и позволяет детям наталкиваться на себя;
5. ребенок спотыкается и роняет вещи;
6. ребенок дико бегает, врезается в других детей и никогда с ними не играет;
7. ребенок предпочитает играть с детьми намного младше себя;
8. ребенку сложно поймать мяч;
9. ребенок запинается в речи, пропуская или добавляя дополнительные слоги в слова;
10. ребенок не может сформулировать предложения, не может найти необходимые слова;
11. ребенок не может связно писать и не может удобно держать карандаш.

Все эти симптомы пространственных проблем или проблем с координацией - это незавершенное развитие этапа первого семилетия, и они требуют немедленного внимания прежде, чем будут установлены вторичные психологические реакции.

Самое простое диагностирующее наблюдение, которое мы можем сделать - это заметить, какие дети в классе берут мелок или карандаш левой рукой и затем перекладывают его в правую руку для работы. У этих детей есть уже трудности в их "телесной" географии и пространственной ориентации. Они нуждаются в немедленной помощи для того, чтобы развитие их способностей могло протекать нормально.

Предыдущие статьи